Рассылка Черты
«Черта» — медиа про насилие и неравенство в России. Рассказываем интересные, важные, глубокие, драматичные и вдохновляющие истории. Изучаем важные проблемы, которые могут коснуться каждого.
Спасибо за подписку!
Первые письма прилетят уже совсем скоро.
Что-то пошло не так :(
Пожалуйста, попробуйте позже.

Хорошей маскулинности не существует: профессор психологии о мужчинах, агрессии и токсичности

токсичная маскулинность
Читайте нас в Телеграме

Кратко

Девятого октября в Москве прошел ​​фестиваль  о мужчинах и маскулинности Moscow MaleFest, организованный при поддержке Гете-Института и Фонда имени Генриха Белля. Среди приглашенных спикеров оказался психолог и бывший президент Американской психологической ассоциации Рональд Левант. В своих научных работах Левант исследует психологию мужчин и отцовства. «Утопия» записала главное из выступления эксперта — о насилии, маскулинности, о том, связаны ли они и как с этим быть.

В США термин «маскулинность» понимают двояко. С одной стороны, маскулинность используется как синонимом мужчин (как будто бы это синоним Y-хромосомы). Но мы, психологи, считаем, что маскулинность — это социальный психологический конструкт. Традиционная маскулинность предполагает, что речь идет о белом, цисгендерном, гетеросексуальном христианине с крепким телом. 

В последние годы мы стали много слышать о токсичной маскулинности. Это ненаучный термин, с которым я не согласен. Он предполагает, что есть хорошая маскулинность. А я считаю, что маскулинность — это проблематичное понятие. Во-первых, потому что с детства мальчикам внушают, что они обязаны быть маскулинными. Их товарищи и отцы требуют от них соблюдения так называемых мужественных норм. 

Представьте себе, какой вред наносится мальчикам, когда их заставляют втискиваться в эти тесные рамки типичной маскулинности. Представьте себе их агрессию. 

Вторая причина, по которой мне не нравится маскулинность — ее репрессивность. Она часто подчеркивает инаковость женщин, противопоставляется феминности. Кроме того, маскулинность маргинализирует этнические, сексуальные и другие меньшинства.

Психологи измеряют уровень маскулинности уже больше 40 лет, и результаты исследований показывают, что маскулинность порождает очень много отрицательных эффектов. Это жестокость по отношению к окружающим и себе. Это не уход за собой, невнимание к собственному здоровью. 

Чаще всего я встречаюсь со следующим парадоксом. Около 90% агрессивных нападений совершаются мужчинами или мальчиками. В то же время мужчины в большинстве своем не агрессивны. 

Существует понятие — «деформация несоответствия». Это когда мужчинам стыдно, что они не соответствуют нормам маскулинности. 

Исследования показывают, что мужчина страдающий от деформации несоответствия чаще совершает агрессивные поступки. 

Мы, психологи и ученые, живем  в своем маленьком пузыре, но я стараюсь выходить за его пределы и изучать другие области знаний — криминологию и социальную работу. Постепенно я пришел к выводу, что деформация несоответствия часто свидетельствует о высоком уровне агрессии. 

Стрельба в школах и деформация несоответствия

Вспомним стрельбу в школах в Америке. Материалы, которые сопровождают эти случаи — манифесты стрелков, отчеты полиции — часто содержат упоминания маскулинности. Если прочитать манифесты стрелков, становится очевидно, что они страдают от деформации несоответствия. 

В 80-х годах я проводил исследования в Бостонском университете и обнаружил, что мужчины очень часто не могут говорить о своих чувствах. Я предположил, что у них наблюдается слабая форма алекситимии. Это заболевание, при котором человек не может назвать чувства, которые он испытывает. Очень часто от легких форм этого заболевания страдают мужчины, которые поддерживают маскулинность.

Я заметил, что мужчины очень часто тяжело переживают стресс именно потому, что не могут вербализировать свои эмоции. Соответственно, им приходится справляться со стрессом вредными способами — алкоголем или наркотиками. 

Как это связано с жестокостью? Представьте себе мальчика начальной школы, которого толкнули, и он упал. Тот, кого толкнули, думает, что мальчик не должен плакать, хотя ему и обидно. Но он думает, что единственный способ справиться со стрессом — это преобразить свою агрессию в ответный удар. Наверное, многие мужчины замечают за собой, что они поступают агрессивно, когда не могут выразить свои чувства иначе. 

Мы с коллегами считаем, что мужчины, которые поддерживают традиционную маскулинность, не склонны выражать свои чувства и не могут говорить о своей депрессии. 

Рональд Левант, психология, маскулинность
Профессор психологии, почетный профессор Университета Акрон Рональд Левант. Фото: drronaldlevant.com

Что же нам делать с традиционной маскулинностью? Нужно помогать мужчинам, которые не способны вербализовать свои эмоции, помогать им учиться это делать. Это, конечно, требует терапии. Мужчины сталкиваются со своими страхами. Им кажется, что это каким-то образом лишает их мужских качеств. 

О роли тестостерона

Роль тестостерона в маскулинности очень неоднозначна. Я не биолог, конечно, но я изучал некоторые работы, и доказано, что и эстроген, и тестостерон присутствуют в организмах обоих биологических полов. Тестостерон в разных количествах не приводит к агрессии. 

И еще —  в исследованиях тестостерона и агрессии часто путаются прямая связь и корреляция. У агрессивных мальчиков в школах часто находят высокий уровень тестостерона. Но это лишь корреляция. Мы не знаем, тестостерон провоцирует агрессию или агрессия провоцирует выработку тестостерона. Я предлагаю вам вместо биологических факторов рассматривать психологические и социологические. 

Почему маскулинность — часть нашей культуры?

Конструкт маскулинности трансформировался и выжил далеко не везде. Антрополог Дэвид Гилмор изучал маскулинность в самых разных обществах, от неолитических — до самых современных. 

Он обнаружил, что в большинстве обществ действительно существует традиционная маскулинность. Но в то же время есть общества, в которых традиционной маскулинности уже нет. В таких обществах мужчины и женщины чувствуют себя менее скованными гендерными нормативами. 

Сегодня маскулинность уже на та, которой была в прошлом. Джим О’Нил говорил, что традиционная маскулинность сковывает проявления эмоций между мужчинами. Я уверен, что по крайней мере в США это именно так. Но еще в девятнадцатом веке было совершенно иначе. Мужчины могли спать в одной кровати, целоваться и обниматься. 

Поэтому, если бы маскулинность была связана исключительно с Y-хромосомой, то нам трудно было бы определить и объяснить все эти различия. Я уверен, что цивилизация выживает не только за счет маскулинности. 

Секреты состоявшихся мужчин

Если у вас есть четкое представление о том, как мужчина должен себя вести, и вдруг вы понимаете, что ведете себя не так, то у вас может возникнуть комплекс несоответствия. Может ли это привести к депрессии? Возможно. Но есть и другие факторы. 

Когда-то я вел семинары для мужчин в возрасте от 30 до 60 лет, которые хотели исследовать свою маскулинность. Я просил их записать самый главный секрет: что-то, о чем они никогда никому не рассказывали. 

Я собрал записи и зачитал их, предварительно перемешав. Что я обнаружил? Очень многие секреты, которые хранят взрослые мужчины связаны с нарушением маскулинности. Один слишком зависел от мамы, второму нравился мужчина, третий не вступил в драку, когда надо было, или закрывался в ванной и плакал. 

Все они были состоявшимися мужчинами среднего возраста, которые стыдились себя. Они хранили секрет из прошлого, связанный, как им казалось, с не мужественным поведением. Передо мной сидели 20 человек, которые вмиг испытали облегчение. До этого им часто казалось, что они были единственными, кто не соответствовал маскулинности. После этого теста они понимали, что многие мужчины не соответствуют нормам маскулинности, и чувствовали себя лучше. Мне кажется, что эта ситуация очень хорошо иллюстрирует силу комплекса несоответствия. 

Конечно, этот комплекс может порождать депрессию, но у нас нет точных данных об этом. Генерализованное депрессивное расстройство хорошо исследовано. Мы знаем, как его лечить. Но мы не можем назвать все факторы, которые могут его спровоцировать.