Рассылка Черты
«Черта» — медиа про насилие и неравенство в России. Рассказываем интересные, важные, глубокие, драматичные и вдохновляющие истории. Изучаем важные проблемы, которые могут коснуться каждого.
Спасибо за подписку!
Первые письма прилетят уже совсем скоро.
Что-то пошло не так :(
Пожалуйста, попробуйте позже.

Густав, Опездол и другие пернатые. История девушки, которая выхаживает уличных голубей

Читайте нас в Телеграме

Кратко

Голуби — привычные обитатели городских улиц. Однако большинство горожан привыкли их не замечать или относиться к ним с брезгливостью. Аня — одна из немногих, кто решил помогать пернатым: она подбирает больных и раненых голубей, выхаживает их и отпускает на волю. А тех, кто не выживет на улице, оставляет у себя навсегда. В своем блоге в Инстаграм и Тик-ток Аня не только рассказывает, как правильно ухаживать за голубями, но и развеивает мифы о них, делится трогательными и забавными историями из жизни своих подопечных. После начала мобилизации Аня вместе с более чем десятью животными переехала в Черногорию. «Черта» рассказывает ее историю. 

Аня с молодым человеком живет в Черногории. У них шесть голубей, одна свинка, три кролика, кошка и собака. В своем блоге Аня рассказывает, как ухаживает за животными и как они все уживаются в одной квартире. В ее Инстаграме есть видео о том, зачем она покупает трусы для голубей, как пернатые заводят отношения и почему жить с уличными птицами — это не проблема, если знать, как за ними ухаживать. Но главное достижение Ани — это переезд со всеми питомцами за границу. После объявленной в России частичной мобилизации Вова, ее парень, экстренно уехал в Казахстан на последние деньги, а Аня осталась в Москве, чтобы подготовить их большую семью к релокации. На все про все ушло около миллиона рублей, ей и Вове приходилось много работать и откладывать деньги, параллельно изучая правила перевозки таких экзотичных животных как голуби, кролики и свинки в самолете. 

Пара не могла бросить животных, особенно птиц — так получилось, что Аня уже несколько лет подбирала голубей на улицах Москвы, когда видела, что им нужна медицинская помощь. Она их выхаживала и отпускала, оставляя у себя тех, кто не мог вернуться на улицу. 

Голуби, лечение голубей
Голуби Ани. Фото из личного архива.

По словам Ани, она всегда любила животных, но родители не разрешали их заводить. Поэтому первого своего питомца она украла в зоомагазине около школы. 

«Мы туда зашли с одноклассниками, а морские черепашата сидели в открытом аквариуме. Поэтому можно было просто взять черепашку в руки, пока продавец не видел, положить к себе в кармашек и унести. Собственно, именно это я и сделала. Я украла Василия из зоомагазина, принесла домой. Я не помню, что я сказала маме: то ли что мне подружка отдала, то ли что нашла его. Но, в общем, каким-то чудом мама разрешила оставить мне Василия у себя, если я обеспечу его всем необходимым. У меня были какие-то карманные деньги, подаренные родственниками на какие-то праздники. И я все их потратила на то, чтобы купить Василию всякие вещи для жизни».

В итоге Василий вырос настолько, что его пришлось отдать в городской зоопарк Краснодара, где тогда жила Аня. Когда девушка выпускала его, она с гордостью подметила, что выращенная ею черепаха — самый большой самец в пруде, и пожелала ему удачи. Потом появились кролики. В детстве всех животных Аня покупала и содержала на собственные карманные деньги. 

Густав, инвалиды и искусственики

Помогать уличным птицам Аня начала случайно. Она признается, что как и многие, никогда не замечала голубей и считала, что контакт с больной птицей опасен. Пока однажды не нашла около своего подъезда Густава. Он жалобно пищал, хромал и не мог взлететь. Сначала Аня побоялась ему помогать и решила, что если по возвращении с работы голубь будет на том же месте — она его заберет. 

«Я приехала с работы и на самом деле забыла про этого голубя. Зашла домой, уже разделась, поужинала, легла в кровать. Мы смотрели с Вовой YouTube. И вдруг я такая: блин, голубь! Мы пошли на улицу, посадили его в коробку и решили ему помогать. У меня дома были новорожденные крольчата, и я очень боялась что этот голубь всех нас заразит. Но глаза боятся, а руки делают! Я отвезла его к врачу моих кроликов. Но она вообще ничего не понимала в птицах. Мы сделали ему кое-как рентген. А потом она передала эти снимки своему коллеге-орнитологу. Он их посмотрел, и мы сделали вывод, что у Густава — так мы назвали голубя — сломана лапа, сломано крыло и порван глаз. По всей видимости, он учился летать, но упал. При этом зацепился, наверное, за какое-то дерево, которое порвало ему глаз, вывихнуло крыло. И, возможно, при падении он еще и лапу сломал», — вспоминает девушка. 

Лечение голубя было очень долгим, переломы заживали медленно. Кроме того, Густав был птенцом и все еще рос. Пара не планировала оставлять голубя у себя в квартире, они решили, что как только потеплеет, они выпустят его на волю. Весной пришло время отпустить Густава, но он не захотел улетать и всегда возвращался домой. Так в квартире Ани появился первый голубь.

По словам девушки, после Густава через ее руки прошло очень много голубей, но остались далеко не все. 

Голуби, помощь голубям, лечение голубей
Густав. Фото из личного архива.

«Здоровым птицам жить в неволе действительно не стоит, потому что им дома будет скучно. Там нет солнечного света, проточного воздуха. Птица должна жить на улице. Это факт. Либо нужно заморачиваться с уличным вольером и обеспечивать более дикие условия. У меня дома живут больные птицы, из здоровых птиц у меня дома, наверное, остался только Густав, — объясняет Аня. — Это как раз-таки тот голубь, которому прямая дорога была на улицу, если бы мы в самом начале приложили немножко усилий , чтобы его одичать. Но мы как-то очень быстро сдались. И в конечном итоге, из-за того, что мы были неопытными, он, конечно, слишком одомашнился».

Все птицы Ани — либо инвалиды, либо искусственники. Первым нельзя жить на воле, например, им требуются постоянные чек-апы из-за внутренних патологий, или они не могут летать из-за поврежденных крыльев. Голуби-искусственники — это те, которых выводят на свадьбы и мероприятия. По словам девушки, они все — инвалиды с рождения. Они не приспособлены к жизни на воле. У них очень маленькие клювы, неудобное оперение, которое мешает адекватно передвигаться. «В общем, это все жертвы человеческого веселья. Я не знаю, зачем голубятники занимаются этим. Это сплошное издевательство», — считает Аня. Большая часть таких птиц не может вернуться в голубятню – их инстинкты притуплены. Поэтому почти все мучительно умирают на улицах города.

Лечение голубей не сложное, но дорогое занятие. Аня консультируется онлайн с орнитологами, а потом выполняет их указания — делает рентген, сдает анализы, покупает препараты. Практически вся птичья аптечка — это человеческие лекарства, поэтому приобрести их не сложно. Однако, чтобы вылечить одну птицу нужно закладывать на обследования и анализы, как минимум 20 тысяч рублей. На лечение Аня тратит деньги, заработанные на блоге, и иногда делает сборы в своих соцсетях. 

Почему люди относятся к голубям с брезгливостью

Аня уверена, что в России не хватает информации о культуре содержания голубей в домашних условиях. Более того, многие не подозревают о том, что у них могут быть серьезные проблемы и заболевания, которые не вылечить без участия человека. По ее словам, очень часто птица, которой плохо, может просто лежать на траве, не есть, передвигаться медленно или нахохлиться. И горожане, которые не знают, что это больная птица, могут подумать, что голубь просто загорает на солнышке. «Они не понимают, что эту птицу действительно можно вылечить и выпустить на свободу, испытать невероятное счастье от того, что ты кому-то помог», — считает девушка. 

По ее словам, когда у нее появился Густав, она нашла в Инстаграме огромное количество потрясающих блогеров-иностранцев, которые уже давным-давно содержат голубей как домашних. Они живут с ними в квартире, принимают вместе с ними ванну и показывают, что жизнь с голубями может быть очень чистой, цивилизованной и красивой. Теперь у Густава тоже есть свой телеграм-канал. У него почти 6 тысяч подписчиков. 

Также на негативное отношение к голубям повлияло и то, что вокруг этих птиц существует множество мифов. Как объясняет девушка, голуби действительно переносят болезни. Однако наш иммунитет уже давно к ним адаптировался. 

Густав. Фото из телеграм-канала «Густав говорит»

«В большинстве своем их болячки передаются воздушно-капельным путём. И мы же дышим этим, мы же ходим мимо голубей, мы сидим в парке на лавочке, где сидели раньше голуби, там могут быть их какашечки. Когда ты прошел курс химиотерапии, и твоя иммунная система на нуле, и ты устраиваешь обнимашки с голубями, тогда, конечно, риск очень высок. Но если ты адекватный человек со здоровым иммунитетом, то в целом тебе ничего не грозит, — рассказывает Аня. — Основные правила: не кушать голубиное говно, не кормить своих животных голубиным говном, не нюхать этого голубя, не целоваться с ним, если он болен, и просто мыть руки».

Культура голубятен, которая была распространена в 60-е годы в Советском союзе, тоже, по мнению девушки, только вредила пернатым. Чаще всего это были просто сараи, где нет никакой гигиены, голубей не обследуют, и они просто сидят в помете и обмениваются друг с другом вирусами. Птицы, говорит Аня, не должны жить в таком тесном скоплении без должного ухода. 

«Когда я прохожу мимо голубятни, то тоже испытываю жуткую брезгливость, потому что оттуда воняет голубиным говном. Голубиное говно причем само по себе не вонючее, но когда его много, оно начинает плесневеть, тлеть. Я думаю, что брезгливость и презрение именно оттуда. На самом деле голуби — очень чистоплотные птицы. Они никогда не какают там, где находится их гнездо, только рядом. И то только, когда мама птичка высиживает яйца, и не может улететь далеко от гнезда. Птиц в городе очень много. И, конечно, там, где они сидят, тоже есть их помет. На это я всегда говорю, что помет птичек смоет дождик, а тот мусор, который люди разбрасывают вокруг себя, дождик не смоет, он так и лежит», — считает девушка. 

Мобилизация, разлука и костанайский голубь Опездол

«Я не знаю, можно ли так говорить, но новости о мобилизации мы восприняли так — мы охуели. На тот момент у нас было восемь, по-моему, голубей, семь кроликов, две морские свинки и крысы».

Через несколько дней после объявления мобилизации молодой человек Ани отправился в Казахстан. Больше полугода они поддерживали отношения на расстоянии и думали, как перевозить всех животных. Девушка продолжала ухаживать за дюжиной животных, а Вова в это время выстраивал новую жизнь в Костанае. Потом они приняли решение переезжать в Черногорию, но все усложнилось тем, что Вова подобрал еще одного голубя в Казахстане. 

«Вова вообще полюбил голубей. Это его самое любимое животное на всем белом свете. Он готов помогать каждому, и он с абсолютной искренностью считает, что каждый голубь — бездомный. Опездол появился у нас случайно. Он просто поехал в СДЭК, чтобы получить документы, которые я отправила ему почтой. Но в этот день пункт выдачи не работал. И вместо посылки Вова нашел голубя. Сначала он хотел пройти мимо, потому что не знал, как с ним поступить. Обычно лечением всех животных у нас занималась я, а Вова был на подхвате. Грубо говоря, я — врач, он — ассистент. А в этот раз он должен был стать и врачом, и ассистентом одновременно и самостоятельно вытянуть голубя», — вспоминает Аня. 

Голубь был в плачевном состоянии, у него была ветрячка. Обычно птицы с этим заболеванием имеют очень низкий процент выживаемости. Пара обратилась за онлайн-консультацией к орнитологу, и она рассказала, как вылечить голубя. Правда, в Казахстане нужные препараты продавались только по рецепту. И судьба Опездола решилась благодаря одной из подписчиц Ани. Она работала в Костанае фармацевтом и смогла продать нужные лекарства. Это была большая удача — голубь выздоровел, но вернуться на волю не смог. Поэтому начался новый этап подготовки документов, на этот раз, чтобы перевезти птицу из Казахстана в Черногорию. 

Аня признается, что информации об авиаперевозке птиц очень мало, как и о морских свинках и крысах, поэтому ей приходилось самостоятельно изучать все порядки. Впрочем, самое сложное в переезде — это подготовка документов. В аэропорту у Ани не возникало никаких проблем, прохожие ей помогали, по-доброму удивлялись и играли с животными.

голуби, Аня, inblueshoes, животные, лечение голубей
Аня в аэропорте. Фото из личного архива.

«Это мой выбор»

В Черногории, несмотря на большое количество питомцев, проблем с жильем у пары не возникло. Аня просто показывала, как все эти животные будут обустроены, фотографии клеток, вольеров, чтобы убедить хозяев в их чистоплотности. Вова с Опездолом первое время снимал квартиры посуточно, и его тоже заселяли в них без вопросов. Единственное, о чем они умалчивали — их голуби гуляют по квартире в трусах. Аня покупает трусы для голубей у швеи, чтобы избежать загрязнения квартиры пометом, но боится, что арендодатели могут посчитать это слишком странным и начнут задавать еще больше вопросов. 

По словам Ани, в Черногории у нее нет проблем с лечением голубей – она так же созванивается с орнитологами онлайн, но порой ей приходится самой делать рентген, потому что не все ветеринары умеют обращаться с птицами. Еще она регулярно ездит в Россию и закупает там необходимые препараты на несколько месяцев вперед. 

В Черногории пара продолжает помогать животным. Они спасли двух голубей, помогли собаке и двум кошкам — одну из которых оставили у себя. Другую не так давно девушка привезла в Новосибирск, а пса — в Калининград к новым хозяевам. 

«Я совершенно точно не планирую ввязываться в какую-то глобальную зоозащиту, потому что я не хочу посвящать свою жизнь именно этому. Я вношу свой посильный вклад, не проходя мимо тех, мимо кого проходят другие. Если я иду мимо супермаркета и вижу, что там маленький котенок, очевидно, больной — я его заберу с собой. Если мы гуляем и видим пса, которого высадили на трассе, и он абсолютно дезориентирован — мы не проходим мимо этого пса, мы забираем его домой, лечим, пристраиваем. Это моя проблема, это мой выбор. Решать проблемы других людей я не имею ни малейшего желания», — уверена Анна.