«Пообещал “дать по ебалу”, если не подчинюсь». Как задержали Нику
Ника Новак узнала о существовании статьи 275.1 в конце ноября 2023 года. Девушка направлялась в Суворовское училище Читы, чтобы обсудить выступление творческого союза «Одаренные». Союз, основанный Никой в 2021 году, делал квартирники и поэтические фестивали и сотрудничал с государственными учреждениями.
Возле ворот училища, рассказывает Новак в письме из СИЗО, на нее напали двое мужчин в балаклавах, схватили за руки и потащили в «Газель». «Кто-то из этих мужчин рукой давил мне на голову, не давая поднять. В автомобиле человек, который сидел напротив меня, потребовал передать ему мой телефон и сказать пароль. Мужчина пообещал “дать по ебалу”, если не подчинюсь», — вспоминает девушка.
Один из силовиков, просматривая содержимое телефона, называл Нику «террористкой» и угрожал, что «сейчас она поедет в СИЗО и будет сидеть там с хачами — такими же террористами».
На допросе следователь УФСБ Забайкальского края задавал Нике вопросы о ее журналистской деятельности. Новак работала в разных читинских изданиях: ChitaMedia, ZabTV, Zab.ru. В 2014 году девушка ездила на Донбасс, где чуть не вышла замуж за военного, в 2019-м — организовала акцию «Возродим память предков» по уходу за памятниками участникам Великой Отечественной войны на центральном кладбище Читы.
В 2021 году Ника основала творческий союз «Одаренные». По ее словам, «это было место, куда мог прийти любой забайкалец, независимо от своего положения, статуса, мировоззрения, и показать свой талант». После ареста Ники союз объявил о закрытии.
В марте 2022 года Ника написала в соцсетях, что «решение признать ДНР и ЛНР отозвалось в ней радостью», но она «не хочет, чтобы наши воины шли туда, где их не ждут». С 2023 года Новак работала журналисткой «Сибирь.Реалии» — проекте «Радио Свобода», признанном в России нежелательной организацией, и писала в том числе о войне.
В письме из СИЗО Ника называет себя «патриотом своей страны» и «одним из немногих независимых журналистов в Забайкальском крае, кто честно писал регионе, показывая его плюсы и минусы».
«Я много критиковала решения власти, которые негативно влияли на развитие Забайкальского края. Я люблю свою родину и хотела, чтобы <…> жизнь забайкальцев становилась лучше».
После допроса Нику отпустили домой. «Я стала судорожно искать в интернете информацию о том, по каким статьям привлекают сейчас людей в РФ», — вспоминает Новак. О том, что ей вменяют статью 275.1 УК РФ, Ника узнала от следователя следственного управления ФСБ, когда ее повторно задержали в декабре и доставили в московское СИЗО Лефортово.
25 декабря 2023 года Нику арестовали. В сообщении пресс-службы суда ее назвали «представителем иностранной организации».
Тревожные звоночки, которые должны были насторожить Нику, начались за несколько месяцев до ареста — весной 2023. Однажды к журналистке на улице подошли полицейские и попросили проехать в отдел — якобы ее подозревают в мошенничестве. Девушке показали фоторобот. «Это было мое фото с паспорта, имитированное под фоторобот. Я подумала, что это недоразумение, ведь я не совершала ничего плохого», — рассказывает Ника.
После беседы со следователем, который интересовался главным образом ее биографией, девушку отпустили домой. Там она обнаружила на экране своего телефона незнакомый значок приложения в форме прямоугольника. Это было странно: в отделе полиции Ника оставила выключенный телефон в камере хранения. «Оказалось, это видеотрансляция экрана — это подтвердил специалист по безопасности, к которому я обратилась. Он посоветовал скинуть настройки в телефоне до заводских, что я и сделала».
За месяц до ареста ей написал в Telegram человек под ником «Виктор Бер». Он представился сотрудником русской службы BBC и попросил у Новак интервью: якобы она — «единственный журналист, который не боится говорить правду».
Человек писал, что узнал контакты журналистки у жителей поселка Букакача, откуда она делала репортаж. «Я насторожилась: телефонный номер, на который писал мне этот человек, не был известен жителям поселка», — рассказывает Ника. Она внесла контакт в черный список и ничего не ответила.
«Я понимала, что за мной следят, но не думала, что меня посадят», — пишет Ника.
Чем опасна статья 275.1
Статья 275.1 появилась в уголовном кодексе летом 2022 года — ею дополнили уже существующую статью 275 («Государственная измена»).
Дословно она звучит так: «Установление и поддержание гражданином Российской Федерации отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации».
Обвинение по статье 275.1 может грозить человеку любой профессии: «Человек, который сотрудничает с иностранной, международной организацией или ее представителем, уже находится в зоне риска и не может быть уверен, что завтра утром к нему в дверь не постучат сотрудники ФСБ», — говорит адвокат Юлия Кузнецова, представляющая интересы Ники Новак.
Что именно силовики сочтут «деятельностью, заведомо направленной против безопасности» страны — вопрос открытый. По мнению адвоката, это может быть «помощь, поддержка какой-либо деятельности, которая, по мнению российских спецслужб, направлена против безопасности РФ».
При этом человек может и не знать, что деятельность той или иной организации или ее представителя направлена против безопасности страны — а со стороны российских спецслужб к нему уже будут претензии.
«Главная опасность статьи — в неточности и абстрактности формулировок. Из-за этого у многих граждан нашей страны возникает угроза уголовного преследования», — говорит Юлия Кузнецова.
Дела по статье 275.1 обычно засекречены: их расследует ФСБ. Документы, подтверждающие, что деятельность иностранной или международной организации «направлена против безопасности РФ», часто основаны на данных контрразведки и имеют гриф секретности.
Граждане не могут с ними ознакомиться, а судебные заседания проходят в закрытом режиме — только судья, секретарь, прокурор, подсудимый и его защитник, у которых взята подписка о неразглашении. Приговоры по таким делам не публикуются.
Из-за этого сложно сказать, сколько подобных дел уже возбуждено в России, говорит адвокат Кузнецова. Первым обвиняемым по этой статье осенью 2022 года стал бывший сотрудник ФСИН Павел Пищулин из Пензенской области. По данным «Новой газеты», в 2023 году в судах побывало как минимум семь дел.
«В моей личной практике Ника Новак — это второй человек, права которого я защищаю в связи с уголовным преследованием по указанной статье. Второй — Вячеслав Лутор, банковский сотрудник из Санкт-Петербурга — уже был осужден по статье 275.1, приговор вступил в силу», — говорит адвокат.
Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 275.1 УК РФ нужно, чтобы совпали четыре фактора:
- факт установления и поддержания гражданином РФ отношений сотрудничества;
- конфиденциальная основа;
- цель сотрудничества — оказание помощи и содействия;
- деятельность человека заведомо направлена против безопасности РФ.
В статье также прописан способ избежать наказания. Для этого нужно «добровольно и своевременно» сообщить органам власти о своих отношениях с иностранцами. При этом важно не совершить к этому моменту «никаких действий по исполнению полученного [от иностранцев] задания». Оставить письменное заявление можно в приемной ФСБ.
Ника отмечает, что нет никаких гарантий, что сотрудники ФСБ воспримут это как «своевременное» сообщение: «Поход в ФСБ может стать толчком к возбуждению против вас уголовного дела».
По мнению адвоката Юлии Кузнецовой, самый надежный способ обезопасить себя — никогда и ни при каких условиях не сотрудничать с иностранным гражданином, международной или иностранной организацией или вообще уехать из страны. Способ для тех, кто уезжать не планирует, — проверять на сайте Минюста, признана международная или иностранная организация на территории РФ нежелательной или нет. Сейчас в списке почти 200 организаций, он регулярно пополняется.
Впрочем, в реальности привлечь могут и за сотрудничество с организацией без статуса нежелательной — и такие случаи уже есть, говорит адвокат.
«Уберите весь свой патриотизм и уезжайте из страны»
Ника пишет, что у нее была возможность уехать из России, но она решила остаться: «Я тут родилась, я тут живу, я сделала много для блага этой страны».
Журналистка пишет, что «не преследовала цели дискредитировать власть». Напротив, девушка считала, что если будет поднимать те или иные вопросы, чиновники смогут что-то улучшить в своей работе и сделать жизнь в Забайкалье лучше. «Но они [власти] восприняли это совершенно по-другому. Последствиями обиды, злости и ненависти ко мне стало уголовное преследование», — пишет Ника.
«Эта статья — лишь формальный повод меня закрыть. За время моей журналистской деятельности я не раз получала угрозы, некоторые мои материалы неплохо злили и забайкальскую оппозицию. Было и такое, что я в своей работе защищала власти, когда они действительно делали полезное. Я не была на определенной стороне», — уверена она.
Писала Новак и о войне — «одном из главных событий страны, затрагивающем каждую вторую семью». Новак брала интервью у военных и жителей забайкальских поселков, родственники которых погибли. «Я считаю, это стало неким триггером для нашей власти и могло способствовать моему аресту».
При этом следствие настаивает, что тексты, которые писала Новак, «были направлены на нанесение репутационного ущерба РФ и дестабилизации общественно-политической обстановки в период проведения специальной военной операции».
Спустя год, проведенный в СИЗО, Ника советует коллегам «убрать весь свой патриотизм и уезжать из страны».
«У каждого человека, который имеет хоть малую, даже безобидную связь с кем-то или чем-то иностранным, есть великий риск попасть на удочку властей. Выбираешь говорить правду — будь готов принять последствия. Или беги», — пишет она.
В СИЗО у журналистки отобрали все книги, в том числе самоучитель по английскому языку и евангелие. «Я больше ни на что не надеюсь. За решеткой находятся тысячи людей по надуманным обвинениям, по стране идут репрессии. Хочу попросить вас об одном: находите, пожалуйста, время и возможность писать письма политзаключенным. Для нас это глоток воздуха и надежда на завтра».
За судьбой Ники можно следить в Telegram-канале, где ее друзья публикуют заметки журналистки и новости. Адвокат Юлия Кузнецова сообщила «Черте», что обжалует приговор в апелляции. Написать письмо можно по адресу: 672039 Забайкальский край, г. Чита, ул. Ингодинская, 1, СИЗО 1, Новак Ника Александровна, 15.07.1992.