Рассылка Черты
«Черта» — медиа про насилие и неравенство в России. Рассказываем интересные, важные, глубокие, драматичные и вдохновляющие истории. Изучаем важные проблемы, которые могут коснуться каждого.

Нет иноагентов, есть журналисты

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено
средством массовой информации, выполняющим свои функции

Историка Соколова приговорили к 12,5 годам колонии за убийство Анастасии Ещенко. Хронология дела

Олег Соколов
Читайте нас в Телеграме
ПО МНЕНИЮ РОСКОМНАДЗОРА, «УТОПИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТОМ ЦЕНТРА «НАСИЛИЮ.НЕТ», КОТОРЫЙ, ПО МНЕНИЮ МИНЮСТА, ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Почему это не так?

Кратко

Сегодня Октябрьский районный суд приговорил бывшего доцента СПбГУ Олега Соколова к 12,5 годам колонии за убийство аспирантки Анастасии Ещенко и незаконное хранение оружия. «Утопия» проследила, как развивалось это дело. 

Убийство и первые дни после

Олег Соколов — известный в академических кругах ученый, автор работ о Наполеоне Бонапарте и военной истории Франции, бывший доцент Института истории СПбГУ, кавалер ордена Почетного легиона и член Российского военно-исторического общества. Сейчас ему 64 года, с аспиранткой Анастасией Ещенко он начал встречаться еще в 2014. Через три года они съехались. В суде знакомые утверждали, что Соколов и Ещенко любили друг друга и собирались пожениться.

Соколов застрелил 24-летнюю аспирантку из мелкокалиберного обреза у себя дома 7 ноября 2019 года. Он спрятал ее тело в квартире, а на следующий день уже принимал там гостей. Еще через день — купил пилу и начал расчленять труп. Сначала Соколов выкинул в Мойку сумку с ногами убитой, затем понес к реке рюкзак с ее руками, но не удержался и упал в воду — был пьян.

Проезжавший мимо таксист вызвал спасателей. На одном из судебных заседаний он рассказал, что Соколов, находясь по горло в воде, просил его скинуть в воду рюкзак, но мужчина этого не сделал. Руки в рюкзаке обнаружили приехавшие на вызов сотрудники МЧС. 

Историка достали из реки, задержали и сразу же возбудили дело об убийстве, а после — госпитализировали с переохлаждением. В его квартире на набережной Мойки нашли туловище, голову и пилу. При этом ноги Ещенко водолазы нашли лишь через полтора месяца.

Через два дня после задержания, 11 ноября, Соколову предъявили обвинение и отправили в СИЗО. Тем временем прокуратура объявила, что проверит обвинения 2018 года в адрес Соколова. Тогда «Московский комсомолец» опубликовал историю студентки СПбГУ Екатерины Пржигодзкой: в 2008 году Соколов, с которым она тогда была в отношениях, держал ее взаперти, бил и издевался, а когда девушка объявила ему о разрыве — пытал. «Когда утюг нагрелся, он поднес его к моему лицу, так что я ощущала исходящий от него жар, и стал угрожать, что изуродует меня на всю жизнь», — рассказала девушка.

Она написала заявление, но уголовное дело не возбудили. Узнав об убийстве Ещенко, девушка испугалась — по ее словам, они были очень похожи внешне и на месте Анастасии могла оказаться она. 

Реакция коллег и общественности

Многие коллеги безоговорочно осудили Соколова, говоря, что его поступку нет оправданий, но были и те, кто защищал историка. Сразу после известии об убийстве, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов заявил, что доцент Олег Соколов, возможно, «тоже пострадавший», — по его словам, на лектора раньше не было ни одной жалобы. Такое заявление вызвало возмущение общественности, а в соцсетях стали появляться посты в защиту уже самого Даудова. 

В день убийства открытое письмо в поддержку Соколова написало сообщество реконструкторов нормандского рыцарства XI века «Вильгельм». Автор поста перечислял заслуги ученого и призывал «не менять свое отношение к этому человеку», а также переложил часть вины на убитую.

Позже появилась петиция в защиту Соколова, но она не пользовалась особой популярностью, и вскоре ее удалили. Параллельно появилась еще одна петиция с требованием отстранить и привлечь к ответственности руководство СПбГУ. В самом университете сначала уволили Соколова (через два дня после задержания), а потом заявили, что создадут научный центр по изучению проблемы домашнего насилия.

Судебное разбирательство и причины убийства по версии Соколова

Первым делом адвокат Соколова Александр Почуев заявил, что на его подзащитного повлияла фаза луны и у него случился «дебют шизофрении». Защитник хотел переквалифицировать дело на убийство, совершенное в состоянии аффекта. Но судебно-медицинская экспертиза подтвердила: на момент преступления Соколов был совершенно вменяем. Аффекта не было, но была «длительная психотравмирующая ситуация».

На первом судебном заседании Соколов сознался в убийстве и заявил, что причиной стал «личный конфликт». По его словам, Анастасия Ещенко начала слишком негативно реагировать на двух его детей от предыдущего брака — эту версию он неоднократно повторял на последующих заседаниях. Историк признался, что четырежды выстрелил в девушку из обреза мелкокалиберной винтовки.

олег соколов
Олег Соколов, фото: wikimedia

По словам адвоката потерпевших Александры Бакшеевой, родители убитой не верили в его раскаяние. Они хотели подать иск о компенсации морального вреда на десять миллионов рублей, но позже отказались от каких-либо денег историка. 

Следователи закончили расследование только 18 марта. На следующий день генпрокуратура утвердила обвинение: убийство (статья 105 УК) и незаконное приобретение и хранение оружия (статья 222 УК).

В первый месяц в СИЗО Соколов просил «самого строгого наказания» и говорил, что на свободу не собирается: «Я хочу покончить с собой и обязательно это сделаю. Мне здесь не дают возможности. Я достоин самой страшной кары, я уже как в аду», — заявлял он. Буквально через неделю его планы изменились — он решил написать книгу-исповедь и доделать начатый с Ещенко научный труд. 

В декабре его перевели в другой изолятор, с хорошей библиотекой и собственным телевизором в камере. Историк жаловался на небольшое количество каналов и обещал колонии половину гонорара от его будущей книги взамен на компьютер. В феврале 2020 он действительно написал роман под названием «Любовь» о его отношениях с аспиранткой, но не собирался публиковать его без разрешения родственников девушки. Позже защита Соколова и вовсе ходатайствовала о его переводе под домашний арест, якобы, из-за проблем со здоровьем у его родителей, но в этом ему отказали.

За год Соколов трижды менял адвокатов, соответственно менялась и стратегия его защиты в суде. Если сначала историк не планировал выходить на свободу, то позже стал обвинять в случившемся всех, кроме себя, и в первую очередь — саму Ещенко. 

Он называл девушку «чудовищем» и говорил, что от нее исходил поток агрессии: якобы она «бесилась» из-за его детей. «Девушка, которая мне казалась идеальным созданием, превратилась в существо из страшной сказки. Вы спрашиваете о причинах — вот причина!», — говорил он в суде. Соколов также начал рассказывать, что Анастасия бросилась на него с ножом, но адвокат его прервал.

В мае платформа Premier выпустила документальный фильм «Приглашение на бал. Жертвы русского Наполеона». В нем свои истории впервые рассказали бывшие студентки и девушки Соколова, пострадавшие от его рук, в том числе Екатерина Пржигодзкая. Позже Соколов подал иск о защите чести и достоинства к ней и к гостелеканалам. Суд «принял иски к сведению», но эффекта не было.

В июне 2020 года в сети появилось видео, сделанное за несколько часов до убийства. Оно, по версии адвоката, доказывало «провокацию» со стороны Ещенко. За записи девушка плачет и говорит: «Ненавижу тебя. Уйди с дороги. Отпусти меня». Соколов отвечает, что не уйдет. Она пытается пройти мимо него, после чего он ее бьет. Она выбивает у него из рук телефон и уходит.

Ранее адвокат Почуев собирался ходатайствовать об обнародовании этого видео, но не успел — историк отказался от его услуг. Публикацию адвокат назвал утечкой из материалов дела. Адвокат семьи Ещенко Александра Бакшеева посчитала, что запись Соколов хотел впоследствии использовать, чтобы подтвердить непричастность к исчезновению девушки. 

В июле историк обвинил в случившемся своего научного оппонента Евгения Понасенкова, который, по его словам, оказывал на него «психотравмирующее воздействие» с 2018 года: устраивал провокации на лекциях, взламывал почту и угрожал убийством. Также он заявил, что обвинения Екатерины Пржигодзкой тоже были проплачены оппонентом. Понасенков, вызванный в суд, назвал обвинения чушью и опроверг свою причастность к травле.

В том же месяце адвокат потерпевшей стороны рассказала, что Соколов изменял Анастасии, в том числе со своей бывшей женой, и ссоры у них происходили из-за этого. Через три месяца историк заявил, что это у Ещенко был любовник, с которым она планировала убить Соколова ради квартиры, и поэтому они ссорились. Эту версию суд также опроверг.

В начале октября Соколов продолжил менять показания, он отказался отвечать на вопрос о признании вины и говорил, что убил девушку случайно — мол, хотел успокоить ее выстрелом в воздух, но промахнулся и попал в голову. При этом, практически на каждом заседании историк обвинял СМИ в идеализации образа убитой и выставлении его в плохом свете. Он требовал зачитать «гнусности и мерзости» из переписки с убитой на открытом заседании, но суд отказал — в ней содержались интимные подробности жизни. 

Только 12 октября 2020 года Соколов единственный раз полностью признал свою вину и раскаялся. В середине декабря прокуратура запросила для него 15 лет колонии строгого режима. В последнем слове историк снова переложил часть вины на Ещенко и Понасенкова и отметил, что не может назвать убийство «умышленным». Он заявил, что убил Ещенко, будучи в состоянии «полного умопомрачения».

Вот его последние слова: «Я полностью признаю себя виновным и раскаиваюсь в содеянном. Это меня мучит. Но <это было> не умышленно, это было в состоянии полного умопомрачения, которое наступило из-за сказанных <ей>  ужасных оскорблений <в адрес>  моих детей. Да, это сделал я, но я не знаю, можно ли это назвать — умышленно, а тем более предумышленно. По моему убеждению — нет».