С 28 декабря 2023 года во всех московских городских поликлиниках врачи должны вести аудиозапись приема пациентов. Исключение сделали только для государственных стоматологий. Приказ столичного Департамента здравоохранения подписан 20 декабря 2023 года, в нем говорится, что такое решение принято по итогам пилотного проекта. С 23 октября в поликлиниках № 2 в ЮАО и № 109 в ЮВАО записывали приемы пациентов и проект добился «положительных результатов».
Представители департамента разъяснили, что: «Аудиозапись приема является обезличенной и конфиденциальной, хранится без привязки к конкретному приему и не позволяет идентифицировать конкретного пациента или врача. Соответственно содержание такой аудиозаписи не является врачебной тайной».
Улучшить помощь или знать о пациенте все
Врачи отнеслись к инициативе чиновников настороженно или неодобрительно. В одном из телеграм-каналов медицинского сообщества «Защиту медикам» провели опрос, который назывался «Аудиоконтроль амбулаторного приема пациентов по Вашему мнению…». На момент публикации статьи в нем поучаствовали более 8 000 человек. Самым популярным ответом стал «издевательство над людьми» —55%. Вторым по популярности – «незаконная инициатива». А тройку самых популярных ответов замкнуло мнение, что аудиозапись «повысит тревожность врачей и пациентов».
«Я слабо представляю, как такое возможно. Мои пациенты часто приходят с запущенными заболеваниями, когда состояние уже не позволяет, например, терпеть боль, – говорит «Черте» врач-уролог Алексей* – Мужчины и так часто стесняются своих болячек, а тут я с микрофоном. Врачебная тайна – не пустой звук. Человек ни в коем случае не хочет, чтобы о его заболевании узнал посторонний. А я с микрофоном полезу к пациенту в трусы?»
Медицинский адвокат Людмила Матвиенко объясняет, что аудиозапись приема создает сразу несколько проблем, в первую очередь, правовых: «Задачи сбора и обработки персональных данных должны отвечать заявленным целям и не быть избыточными. Запись разговоров – абсолютно избыточна. Для контроля за качеством медпомощи сейчас и так многое делается – у врачей порой до 90% времени уходит именно на контроль. Межрегиональный профсоюз работников здравоохранения “Действие” уже обратился в прокуратуру по поводу нового приказа. В любом случае, точку здесь может поставить суд. Но я считаю, что этот приказ должен быть отменен».
Необходимость аудиозаписи приема чиновники, как всегда, объясняют заботой о населении: «повышением качества и безопасности ведения амбулаторного приема». В официальном телеграм-канале Департамента сотрудники ведомства пишут: «Мы получаем жалобы пациентов на не всегда уважительное отношение врачей. Нередки и жалобы врачей на неуважительное поведение со стороны пациентов… Чтобы повысить доверие между врачами и пациентами — нужна новая культура общения».
Возможно, власти при помощи этой меры хотят контролировать, что врач говорит на темы абортов или однополого секса. Об этом рассказал изданию «Вёрстка» источник в московских властях.
Медицинская тайна в интернете
Один из главных вопросов к новой инициативе — как будут храниться персональные данные и конфиденциальная информация? Могут ли чувствительные данные похитить и кто может их расшифровать?
Базы регулярно взламывают, а похищенная информация свободно продается в сети. В том числе утекают и медицинские базы. За девять месяцев 2022 года в России зафиксировали утечку как минимум восьми баз медицинских организаций, в общей сложности там было более 31 миллиона записей о пациентах клиник и лабораторий, об этом писал «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет InfoWatch.
Хирург Рустам Бокиев, работающий в Лотошинской больнице в Сергиев Посаде, рассказал про такие утечки: «Аудиозаписи очень просто могут попасть в открытый доступ. Подобная ситуация уже происходила в 2022 году, когда в даркнет «слили» персональные данные 31 миллиона клиентов лаборатории «Гемотест». Зная, как у нас хранятся базы информационных данных при дефиците возможностей кибербезопасности, все «сливается». Если записи с врачебного приема попадут в интернет, то может быть и шантаж: болезни бывают разные, а к врачам обращаются публичные люди».
Как следует из приказа, оценкой аудиозаписей будет заниматься Дирекция по координации деятельности медорганизаций столичного депздрава. Но у этой организации на момент издания приказа не было права работать с персональными данными, поскольку оно не числилась в соответствующем реестре Роскомнадзора, об этом заявил адвокат Михаил Матвеев, администратор телеграм-канала «Врач и закон».
Изданию «Вёрстка» дал комментарий экс-сотрудник московского государственного информационно-аналитического центра, который также заявил, что анонимность и защищенность чувствительной информации под вопросом. Он объяснил, что для мониторинга записи приемов необходима следующая информация: в каком медучреждении был прием, дата и время визита, профиль врача. Следовательно, уже из этой информации легко опознать как врача, так и пациента. Более того, существуют продвинутые способы деанонимизации, например, цифровой отпечаток речи.
В приказе отмечено, что в департамент теперь требуется предоставлять и график работы врачей.
Увольняться или идти в суд?
Врач акушер-гинеколог Мария Губарева заявила «Черте», что будет отказываться вести запись, если ее обяжут. «Если такое случится, наверное, пойду в суд, — размышляет она. — Представьте ситуацию: вы пришли на прием, вам обязаны дать подписать согласие на аудиофиксацию разговора. Как вы поступите? Откажетесь. И что дальше? Врач на этом основании не станет вас принимать? Но вы имеете право на получение медицинской помощи в любом случае. Вот и получится, что “улучшение качества медобслуживания” может привести к дополнительным конфликтам».
Медицинский адвокат Людмила Матвиенко уверена, что введение аудиозаписи приема может привести к тому, что давно существующий дефицит медиков только усилится. Например потому, что специалисты, которые не захотят выполнять новые правила, уйдут работать в частные клиники — по крайней мере пока новая норма на них не распространяется.
Новые конфликтные ситуации между пациентами и врачами практически неизбежны: с первых будут требовать вести запись приема, вторые будут, скорее всего, в подавляющем количестве случаев отказывать от «добровольного согласия». Раз добровольно, то можно не соглашаться. Тем более что по закону наличие или отсутствие согласия никак не должно отразиться на самом приеме у врача. Он в любом случае обязан принять пациента. То есть спор о согласии-несогласии будет лишен смысла изначально, но этот спор будет неизбежно возникать, ведь за спиной врача будет стоять департамент здравоохранения и требовать от него включить микрофон на компьютере.
Когда вносятся существенные изменения в трудовой договор, утверждают юристы, работодатель обязан уведомить работника за два месяца. За это время, как предполагается, врачи могут опротестовать озвученные изменения в прокуратуре и суде — если сочтут их незаконными.
Никому из опрошенных «Чертой» врачей работодатели не показали уведомление о существенных изменениях в трудовом договоре. Возможно, Департамент решил, что в данной ситуации достаточно простого приказа.
Людмила Мативенко считает, что если приказ департамента здравоохранения Москвы останется в силе, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что эта практика будет распространена и в другие регионы России.
Говорите правильно
В том же приказе департамента есть еще одно нововведение: «Общие рекомендации к проведению амбулаторного приема». Они затрагивают этические аспекты общения врача с пациентом.
В документе прописано, что врачам не рекомендуется «использование сложной профессиональной терминологии, подчеркивающей некомпетентность пациента в вопросах медицины». Кроме того, не рекомендуется критиковать пациента, коллег и руководство организации, демонстрировать превосходство над пациентом. Отдельно прописаны формулировки, которых следует избегать врачам в речи: «Невозможно», «Встаньте», «Разденьтесь», «Хватит!», «Что у вас», «Ясно», «Да, входите, слушаю» и другие.
В рекомендациях отдельно прописано, что врачу надо полностью выслушать пациента, задавать уточняющие вопросы, проявлять участие и заинтересованность в ситуации пациента.
Перед публикацией материала стало известно, что департамент здравоохранения Москвы внес в приказ об аудиозаписи медицинских амбулаторных несколько изменений. Теперь прописано, что «звук» будет храниться обособленно от электронных карт пациентов. Также в дополнительном пункте сказано, что аудиофайлы будут храниться все так же месяц, но без привязки к конкретному приему, пациенту и врачу. Правда непонятно, как быть с требованием приказа о предоставлении графика врачей, по которому все еще можно вычислить, кто был на приеме и кто его вел. И отдельный вопрос — как врачу уложиться в отведенные на прием 15 минут.