С 1918 года Россия, как и большая часть мира живет по григорианскому календарю. Тогда как Русская православная церковь использует юлианский, в котором все даты отстают на 13 дней. Как так вышло, что есть два разных календаря и почему церковь в России использует именно юлианский календарь?
Что такое юлианский календарь
1 января 45 года до.н.э по указу Юлия Цезаря в Римской империи ввели новый календарь. Старый римский состоял из 355 дней и к моменту правления Цезаря уже сильно расходился с реальными временами года.
По новому календарю обычный год длится 365 дней, а раз в четыре года к февралю прибавляют один день — такой год назвали високосным. Итого получалось, что в среднем год длится 385 и 6 часов. И это почти полностью соответствует солнечному (правильнее говорить «тропическому») году — время от одного весеннего равноденствия до другого 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. То что календарный год оказался на 11 минут и 14 секунд длиннее солнечного вообще не казалось тогда проблемой.
В остальном новый календарь сохранил 12 месячную систему римского года, только теперь год начинался не с марта, а с января. А чтобы не было путаницы месяц Quintilis поменял название на Iulius (июль) в честь самого Цезаря, а Sextilis стал называться в честь преемника Цезаря Augustus (август).
Этот календарь назвали юлианским в честь все того же Цезаря и именно по нему жила Римская Империя, а потом и весь христианский мир больше полутора тысячи лет.
Когда отцы Церкви на Вселенских соборах принимали решения о датах церковных праздников, от которых зависела жизнь людей почти во всей Европе, то руководствовались естественно все тем же юлианским календарем. В том числе о дате самого важного праздника и вообще главного события года — Пасхи. Формула была выработана такой: Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия — 21 марта, но никогда в один день с иудеями.
Что такое григорианский календарь
Те самые лишние 11 минут и 14 секунд в год, которые казались совсем не значимым отклонением, за 128 лет сдвигали юлианский календарь на один день по отношению к солнечному. И за столетия существования христианской церкви календарь уже заметно отставал от реальности: когда фактически наступало весеннее равноденствие, до 21 марта было еще далеко.
В XVI веке разрыв составил уже 10 дней, и римский папа Григорий XIII, чтобы исправить сбой в системе расчета Пасхи, решился на реформу календаря. В 1582 году он издал буллу (указ), по которому в католических странах появился новый календарь, названный потом его именем.
Первым делом новый календарь устранял разницу в 10 дней — после 4 октября 1582 года наступило не 5 октября, а сразу 15-е.
Также, чтобы избежать расхождений в будущем и компенсировать лишний день, раз в 128 лет устанавливалось правило пропуска високосного года. Каждый год кратный ста не является високосным, а каждый год кратный четыремстам остается високосным.
На практике это значило, что в 1700, 1800 и 1900 годах в григорианском календаре не было 29 февраля, а в юлианском — был. При этом в 1600 и 2000 был обычный високосный год, как и в юлианском календаре.
Таким образом, григорианский календарь сразу ушел на 10 дней вперед от юлианского, к тому же каждые 400 лет эта разница увеличивается еще на 3 дня. И, кстати, в 2100 снова не будет 29 февраля, и юлианский календарь отстанет еще на один день.
XVI век после 1582 года: + 10 дней
XVII век: +10 дней.
XVIII век: +11 дней.
XIX век: +12 дней.
XX век: +13 дней.
XXI век: +13 дней.
XXII век: +14 дней.
XXIII век: +15 дней
Папа Григорий исправил очень важный сбой в Пасхальной системе, чтобы соблюсти правило всегда отмечать праздник после равноденствия. Однако тут же вынужден был нарушить другое правило — «несовпадения с иудейской пасхой». Пока даты считали по неточному календарю, с иудейской пасхой расходились без труда, но теперь это оказалось почти невозможным и время от времени католическая пасха совпадает с иудейской.
Для самих католиков это не было большой проблемой, но дало повод некатолическим церквям отвергнуть реформу. Логика папы заключалась в том, чтобы уйти от анафемы за празднование пасхи после равноденствия, а логика оппонентов реформы как раз указывала на анафему совместного празднования с иудеями. Православный мир на Константинопольском Соборе в 1583 году отверг реформу и провозгласил анафему «безбожным астрономам». Протестантские страны поначалу тоже не спешили переходить на новый календарь.
Когда и кто стал отмечать Рождество
В русской традиции принято воспринимать григорианский календарь как западный и европейский. Однако многие европейские страны совсем не сразу восприняли это новшество.
Германские государства переходили на новый календарь в течение XVII века. Нидерланды — в декабре 1700 года. А Англия приняла его вообще только в середине XVIII века. Так что когда мы читаем, что Уильям Шекспир и Мигель де Сервантес умерли в один день 23 апреля 1616 года, то должны понимать, что в реальности Шекспир умер на 11 дней позже, так как это произошло, когда Англия жила по юлианскому календарю, а Испания уже по Григорианскому.
И кстати в мировой практике сложилась традиция не пересчитывать даты событий, которые произошли до принятия григорианского календаря. Только в России пересчитывают все даты на новый стиль.
В XVII веке Россия почти не заметила календарной проблемы. Польша — главный противник России — в том веке жила уже по григорианскому календарю, но главные торговые партнеры — англичане, голландцы и немцы, жили по-прежнему по юлианскому.
И, конечно, в России XVII века юлианский календарь вообще никем не воспринимался как антизападный, антиевропейский и уж тем более самобытный. Он был общехристианской нормой, скорее, новый григорианский календарь воспринимался как сугубо католический. Причем не только в России, а везде.
В 1700 году Петр I произвел реформу русского календаря: установил летоисчисление от Рождества Христова и новый год перенес на 1 января. До этого Россия жила по византийской системе летоисчислений, где время считалось от сотворения мира, а новый год начинался 1 сентября (до XV века параллельно использовался и «мартовский стиль», где новый год отсчитывался от 1 марта, отсюда и частые несоответствия — на год или два — в летописях).
Петр провозгласил 7208 год от сотворения мира 1700-м от Рождества Христова, но ему и в голову не пришло менять календарь дней. Все по той же причине: англичане и голландцы, с которыми он торговал и общался, а также шведы, с которыми он воевал, все еще жили по юлианскому календарю. Впрочем, как раз в самом конце 1700 года голландцы перешли на григорианский календарь, так что если бы Петр подождал еще год, то может быть заодно с реформой летоисчисления принял бы и григорианскую систему.
Серьезные разговоры о календарной реформе в России начались в XIX веке. Однако религиозные и охранительные аргументы каждый раз этот вопрос закрывали с резолюцией: не трогать, потому что может вызвать волнения в народе. И у этих опасений были основания.
Просто так взять и сказать людям, что после первого октября будет сразу 14-е (в XIX веке разница составила уже 12 дней) — очень опасно. Чем позже совершается «григорианский скачок» дат календаря, тем болезненнее он воспринимается людьми. И не только из-за большего количества дней, но и из-за большего влияния календарной структуры на повседневную жизнь людей и их восприятие жизни.
К тому же английский опыт позднего перехода был совсем не безболезненный. До бунта не дошло, но волнения и массовые недовольства были вполне серьезные. Они шли под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!» В Англии люди восприняли изменение календаря как грабеж — у них украли 11 дней жизни. А заодно и 11 дней налогового года. Впрочем, тут правительству пришлось уступить, и оно перенесло дату окончания сбора налогов с 25 марта на 6 апреля.
Что касается сопротивления церкви, то в основе его было неприятие католицизма и всего католического. Но тут тоже были свои революционеры и консерваторы. Революционеры, отрицая григорианский календарь, активно предлагали всякие варианты усовершенствования юлианского.
Такой календарь был создан сербским астрономом и математиком Милутином Миланковичем — он фактически совпадает с Григорианским (и будет совпадать до 28 века), а потом уйдет вперед на один день, так, чтобы еще точнее соответствовать «солнечному календарю». Но Миланкович свой календарь придумал уже в 1918 году, уже после русской революции и декрета Советской власти о переходе на Григорианский календарь.
В 1923 году на Константинопольском соборе было принято решение, что все православные церкви должны перейти на Новоюлианский календарь Милутина Миланковича. Пусть и не без проблем и сопротивления, но постепенно почти все православные церкви перешли на этот календарь. Кроме Русской, Сербской и Грузинской. Православная церковь Украины перешла на Новоюлианский календарь совсем недавно — с 1 сентября 2023 года.
Календарная реформа большевиков
26 января 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет о переходе на западноевропейский календарь. После революции опасаться волнений в народе уже не имело смысл — все привычные структуры власти и жизни были уже разрушены и создавались заново. К тому же церковь была отделена от государства, и ее мнение никого уже не волновало.
По этому декрету февраль 1918 года начался сразу с 14 числа (то есть в российской истории не было никакого 1 февраля 1918 года, так же как 2-го, 3-го и так далее)
Светская жизнь в СССР полностью перешла на григорианский календарь. Но церковь продолжила жить по-старому с разницей в 13 дней.
Впрочем, церковь предприняла попытку изменить эту ненормальную ситуацию. В октябре 1923 года патриарх Тихон ввел Новоюлианский календарь в Русской православной церкви, который совпадал с Григорианским. И по началу практически все приходы приняли это нововведение. Однако уже через месяц под давлением консервативного меньшинства это решение было приостановлено. Патриарх решил не создавать повод для раскола в церкви в такой тяжелый для ее существования момент.
В итоге церковь в России живет по одному календарю, а люди и страна по другому.
Нет ничего ненормального и тем более отсталого в том, что Россия долго не переходила на новый календарь — до XIX века к такому радикальному шагу не было вообще никаких оснований. Так же, как нет ничего отсталого в том, что Русская Православная церковь — одна из немногих, кто до сих пор живет по-старому, юлианскому стилю: новоюлианская система могла бы стать решением проблемы, но у русских православных в ХХ веке обнаружились проблемы посерьезнее.
Тут нет и не было никаких исторических развилок. Никаких уходящих корнями в русскую историю отклонений. Так вышло, так вот и живем: воцерковленные люди каждый год делают нелегкий выбор между постом и оливье на Новый год, а у остальных просто два Рождества — одно для распродаж, второе для похода в церковь. И в этом нашем календарном разладе есть уже свой новогодне-рождественский праздничный ритм.