Рассылка Черты
«Черта» — медиа про насилие и неравенство в России. Рассказываем интересные, важные, глубокие, драматичные и вдохновляющие истории. Изучаем важные проблемы, которые могут коснуться каждого.

Нет иноагентов, есть журналисты

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено
средством массовой информации, выполняющим свои функции

Гадалки на все случаи жизни. Почему россияне идут в поисках счастья к экстрасенсам и чего у них ищут

Читайте нас в Телеграме
ПО МНЕНИЮ РОСКОМНАДЗОРА, «УТОПИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТОМ ЦЕНТРА «НАСИЛИЮ.НЕТ», КОТОРЫЙ, ПО МНЕНИЮ МИНЮСТА, ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Почему это не так?

Кратко

В век доступной информации и образования люди не перестают искать простое человеческое счастье у высших сил. Маги, экстрасенсы, знахарки и гадалки — это целая индустрия, и ее невозможно полноценно регулировать в силу гарантированной Конституцией свободы убеждений. Уголовные дела о мошенничестве время от времени возникают, но доказать умышленное причинение вреда, когда люди добровольно несут «магу» деньги — вопрос юридически сложный. К экстрасенсам идут заглянуть в будущее и спросить совета, вылечиться, когда уже отчаялись. Отдельный огромный пласт людей ищут ответа в вопросах любви. Почему экстрасенсам верят? Как им удается расположить к себе? Как объясняется эффективный результат? «Утопия» разобралась, что ищут и что находят в колодах карт и хрустальных шарах.

Магия ушла в онлайн

Гадалку сегодня можно найти даже на Авито: по словам «гадаю» и «приворот» поиск выдает тысячи объявлений. «Вообще, это, конечно, дикость. Для расклада нужен контакт, энергетика, а онлайн просто профанация и пасьянс, — рассказывает «Утопии» ведьма Аполинария, которую удалось найти на сайте бесплатных объявлений. — Когда я начинала, всегда просила прийти лично. Но потом поняла, что люди стесняются, боятся приходить — что про них подумают? Что скажут знакомые? Им проще постучаться ко мне инкогнито, под ником в Телеграме или Вотсапе. Но это же не значит, что они не заслуживают помощи. Так магия и ушла в онлайн».

Сайтов гадалок, страниц в Инстаграме, тематических сообществ во ВКонтакте огромное множество. Они предлагают самые разные варианты: от словесного приворота вроде «черного венчания», который вряд ли на деле кому-то причинит физический вред, до продажи трав и зелий — их состав уже вызывает вопросы. Зачастую маги обещают результат, но заранее предупреждают — магия не математика, стопроцентную гарантию дают только «мошенники». По всем правилам маркетинга на страницах колдунов всегда есть положительные отзывы и рассказы о чудесах. Правда ни один из тех, кто оставил восторженный отзыв и удачную историю визита, так и не ответил на сообщение корреспондента «Утопии». 

Аполинария предлагает расклады на картах таро: все зависит от ситуации, но в среднем один сеанс стоит 2000 рублей — недорого, если сравнивать с ценниками за привороты, некоторые услуги стоят десятки и сотни тысяч. На вопрос, как же работать без «считывания энергетики», она отвечает, что старается побольше узнать о клиенте, расспрашивает о детстве и проблемах, которые беспокоят. 

Она честно признается, что у многих присутствует скепсис — не подгоняет ли она расклад под проблемы и запрос клиентов: «Мне часто задают такие вопросы, но после гадания их обычно не остается. Важно понимать: карты не показывают вам будущее, это попросту невозможно. В колоде 78 карт, они физически не могут рассказать, как у вас и что. Это лишь символы, которые надо уметь читать. Если клиент был со мной честен, я тоже честно стараюсь после расклада дать ему свою интерпретацию, например, мне кажется, что это — твоя работа, а это — фактор, из-за которого так повел себя муж. Я показываю варианты, даю возможность обдумать ситуацию и увидеть ее с разных сторон. Иногда люди готовы сами себе в чем-то признаться, когда факты проговаривает гадалка».

На самом деле, с такими формулировками соглашаются даже профессиональные психологи. «Я не очень согласна с постановкой вопроса, что все экстрасенсы мошенники. Очень часто это тоже своего рода психологи. Они тоже могут проанализировать человека и иногда даже что-то толковое ему сказать, — считает психолог, кандидат психологических наук Анна Крючкова. — Если человек готов что-то взять в таком формате и если ему это во благо, действительно помогает, ничего плохого в этом нет. Но, конечно, среди них много и тех, кто готов наживаться на человеческом горе».

Иллюстрации: Анастасия Лукашевич / «Утопия»

Исследования показывают, что россияне вовсе не стесняются походов к колдунам и магам. Так, ВЦИОМ в 2019 году выяснил, что 31% россиян верит в «способность отдельных людей предсказывать будущее, судьбу». При этом пик веры в сверхъестественное прошел совсем недавно: в 2015 году процент верящих в подобные вещи был выше половины (55%), а в 1990 году — 43%. В том же исследовании ВЦИОМ практически каждый третий россиянин ответил (31%), что люди, обладающие колдовскими силами и способностями, существуют. 

В 2019 году вышла и статистика Росстат. Она показала, что в нашей стране более 2% людей, которым была нужна медицинская помощь, вместо врача обращались к народным целителям, гомеопатам, знахарям и экстрасенсам. Чаще всего такой выбор делали те, кто давно нетрудоспособен из-за болезни (3,1%). 

Еще одну неутешительную статистику в 2013 году публиковал Институт социологии РАН: к гадалкам, экстрасенсам и магам обращаются за помощью 67% россиянок и 4% россиян.

«Не видела бы — ни за что не поверила»

Евгения родом из небольшого города в Сибири, где обращаться к «бабкам», по ее словам, стандартная практика: среди ее круга общения и родственников такое практикуется регулярно. «Лечат» детей, которые слишком часто простывают в детстве, спрашивают, как отдать долги, «кодируют мужиков», чрезмерно увлекающихся алкоголем.

«Можно сколько угодно сомневаться — но ведь работает! — уверяет Евгения. — Вот я вроде скептик, но знаю примеры, когда завязывали люди, не пили. По крайней мере, долгое время. Я сама посещаю церковь, поэтому «бабки» не мой вариант, но отчаяние заставило».

Евгения была на грани развода: супруг завел служебный роман, а когда все вскрылось, моментально развестись не смогли из-за маленького ребенка. Тот период жизни Евгения вспоминает с трудом, говорит, даже плохо помнит себя. Когда отчаяние совсем накрыло, по совету подруги она отправилась к гадалке делать приворот.

«Пожилая такая женщина, вся в кольцах и шалях, как в кино, — вспоминает девушка. — Обещала, что муж вернется, забудет про другую, что все будет хорошо. Для ритуала я принесла свою и его личную вещь и фотографию любовницы. Не знаю, что она делала, но, по ее словам, вещи она закопала на перекрестке, а фотографию сожгла». Приворот сохранить семью не помог. Зато стоил 35 тысяч рублей. Гарантий, как водится, никто не давал — гадалка развела руками: мол, сама виновата, мало верила и старалась.

«Когда он собрал вещи и ушел, на меня как-то навалилось осознание, что все это было каким-то бредом. Мы с ребенком остались одни, да еще и без денег. Я жалела, что обратилась к ней», — признается Евгения.

Но затем девушка все же обратилась к сверхъестественным силам вновь, опять же по советам подруг. Она утверждает, что мужчина по имени Баир не считает себя магом, шаманом или экстрасенсом просто помогает людям. Массажем, травами и советом. «Я помню, как пришла к нему. У него было совсем иначе, чем у гадалки: рабочий такой кабинет, простой стол, никакой мишуры. Он мне говорит, ну, рассказывай. Я человек обычно спокойный, а тут слезы просто ручьем полились. Еле-еле сумела объяснить, что происходит, но он меня даже не успокаивал, только все повторял: «Плачь, плачь, ты тоже виновата, ты должна это понять»», — вспоминает Евгения.

Баир помог ей вернуть супруга, по крайней мере так считает девушка. Он заговорил ей обычную поваренную соль, которую она купила в супермаркете, и призвал солить ей пищу супруга. «Спросила, как же я буду солить, если он даже со мной не живет. А он мне объясняет, у вас ребенок общий, тебе важно общаться с мужиком нормально. Например, он девочку из школы привезет, а ты позови поужинать, скажи обсудить надо дела, обязанности распределить. И главное, говорит, сама разговаривай спокойно, рассудительно, сначала о делах. И вот ведь чудо — он оставался, мы говорили».

Девушка подчеркивает, что Баир помог ей не просто вернуть мужа, но и самой справиться с кризисом: «пережить измену, успокоиться, начать жить дальше». Сейчас она называет себя счастливой, историю двухлетней давности «готова вспоминать со смехом» и ждет второго ребенка.

«Вот входишь к человеку, и он тебя будто сканирует, сразу все понимает. И соль не просто так была. Чудо — это такая вещь, ее надо пережить. Не видела бы я своими глазами — ни за что бы не поверила, что это возможно», — описывает Евгения поход к шаману Баиру. Сам колдун отказался общаться с корреспондентом «Утопии» со словами: «Вы скептик. Не думаю, что что-то получится. Кто верит, тот дорогу найдет».

Всевозможные маги в разных регионах страны стали элементом повседневной жизни. «У нас в каждой деревне была такая классическая бабка, к которой ходили с любыми болячками, — рассказывает Мадина из Ингушетии. — Например, у нас такой была соседка, а значит ходили мы к ней по любому поводу. Родился ребенок — сходить отблагодарить через нее бога, потом сходить на всякий случай снять сглаз, если ребенок болеет — тоже сходить, проходишь мимо — тоже почему бы и нет. Водили и девушек, которые «засиделись» в родительском доме. Мол, если замуж не зовут — тоже порча». 

Мадина объясняет, что доверие обеспечивалось в том числе «ритуалами». «Она сыпала соль на конфорку от плиты, и соль загаралась синим пламенем. Там мало кто знал о химии, и это считали магией. Я тоже так думала, пока сама однажды случайно не просыпала соль мимо кастрюли. Меня к этой соседке водили раз двадцать, хотя ничего серьезного у меня не было, — говорит Мадина. — В соседней республике были маги покруче уровнем: там и цена ощутимее, и услуги существеннее. К одному из таких шесть лет назад возили мою сестру, когда мама поняла, что у нее нет интереса к замужеству. Ей было около двадцати, и она еще даже не окончила университет. Маг ее посмотрел, пощупал, указал на акне и сказал, что это тоже от порчи. Мол, замуж выйдет, пройдет. В какой-то момент сестра действительно начала ему верить, потому что у него в «кабинете» стояло огромное количество ароматических свечей и палочек, играла эзотерическая музыка и было темно». 

Мадина вспоминает, как маг снимал порчу с сестры: положил на кушетку, «повертел у нее над телом Кораном, помычал и отпустил». Весь сеанс длился минут сорок, за услуги попросил пять тысяч рублей, но мама была настолько ему благодарна, что оставила десять. Прошло несколько лет, а замуж сестра пока так и не вышла. 

Мадина отмечает, что к подобного рода магам обращались несмотря на то, что ислам это запрещает, даже в их религиозной семье. «Когда я уже взрослая спрашивала у мамы, как она может в это верить, она говорила: «Ну а что, у пророков же были суперсилы, почему эти не могут быть хотя бы чуть-чуть одаренными»», — вспоминает Мадина. 

Легкий путь?

Мотивация людей, идущих за помощью к экстрасенсам, может быть самой разной, начиная от убеждений и веры в сверхъестественное и заканчивая отчаянием. Сегодня люди делают это зачастую по тем же причинам, по которым древние люди обращались за помощью к богам, оракулам, провидцам — чтобы получить иллюзию предсказуемости и контроля за происходящим в жизни, объясняет Крючкова.

«Предположим, у человека критическая ситуация: муж бросает, или ушел из жизни близкий человек, или без вести пропал родственник. Часто человеку кажется: «Я сейчас что-то сделаю, поторгуюсь с мирозданием, дам ему что-то, заплачу денег гадалке, а она мне что-то скажет и станет спокойнее», — говорит эксперт. — Поход к экстрасенсу — это способ справиться со страхом перед будущим, порой принять неизбежное. Появляется ощущение, что он что-то наперед знает и сможет как-то повлиять на исход ситуации, даже если потом окажется, что на деле все совершенно не так», — добавляет она. 

Приводят к экстрасенсам и отчаяние с депрессией. «Представим ситуацию, сначала женщина пробует все доступные методы, чтобы привлечь противоположный пол. А когда не получается — наступает бессилие и пустота. Естественно, у женщины возникает вопрос: почему некоторым с меньшими ресурсами удается наладить личную жизнь, а ей нет? И тут могут появиться отчаяние и депрессия», — говорит психолог, кандидат психологических наук, Роксана Несмеянова.

Иллюстрации: Анастасия Лукашевич / «Утопия»

Почему же тогда пойти к семейному психологу — шаг для многих более сложный, а нередко и стыдный, чем поход к гадалке? «Гадалка — это разово и быстро, — объясняет Крючкова. — Сходила, один раз заплатила ей несколько тысяч рублей, и у тебя вроде как есть простой рецепт, ясность и определенность. А психолог волшебной таблетки не обещает. Это непонятно на сколько растянется, нет никакой гарантии. Кто-то в принципе не верит в психологию — лженаука, для них что гадалки, что психологи — и те, и другие мошенники».

История обращения к магии уходит в глубину веков: знахари и лечили, и помогали в семейных делах, а психология как наука, хоть и опирается на многие смежные дисциплины и большой опыт человечества, достаточно молодое направление, отмечает Роксана Несмеянова. «Несмотря на ее явную практическую пользу и широкое распространение в мире, в России она только начинает завоевывать авторитет. У нас традиционно предполагается решать психологические вопросы самостоятельно либо в кругу родных и друзей, — продолжает она. — Кроме того, услуги профессионального психолога — это финансовые затраты, а из-за экономической обстановки легче не становится. Некоторым в принципе сложно открыть свои чувства, душевные переживания и обстоятельства жизни перед малознакомым человеком. В то время как к гадалке можно прийти с конкретным запросом, не вдаваясь в детали».

Модным направлением стала и парапсихология — ее адепты утверждают, что с помощью науки могут доказать существование «биополя» или «энергии жизни после смерти». Псевдонаучное обоснование располагает к себе скептиков. Спрос на продукт демонстрируют и рейтинговые передачи на телевидении — «Битва экстрасенсов» и «Восьмое чудо».

Путь к сердцу и кошельку

История Евгении кончилась в целом благополучно, помогли ли ей в итоге сверхъестественные силы, человеческие советы Баира или стечение обстоятельств. Проблемы начинаются, когда экстрасенсы вытягивают из отчаявшихся людей деньги, обещая волшебным образом решить их проблемы. Та же Евгения прежде чем найти «своего» колдуна, отдала «мошеннице» крупную сумму. Тогда это был почти ее месячный заработок. «Честно, я в тот момент была просто в отчаянии. Готова была поверить во все, что угодно. Мне было важно, что это посоветовала подруга. Цена не отталкивает, а даже наоборот. Я уже потом анализировала — это ведь серьезная сумма, значит, наверное, человек серьезное что-то делает», — вспоминает она. 

По словам Евгении, шаман Баир за сеанс денег не берет — не положено. Но ему можно помогать, самостоятельно оставлять плату: «Он даже сумм не называл — я просто сама оставляла конвертики, когда уходила. В руки не давала, клала на тумбочку у выхода. Сколько могла. Все, опять же, совершенно добровольно».

Не так давно «Новая газета» делала расследование о том, как удается работать целым бизнес-структурам различных «магов». Мошенничество здесь, конечно, есть, но основная проблема, что деятельность мага нелицензирована, а деньги жертвы отдают добровольно. Впрочем, затем нередко они рассказывают, что чувствовали себя «будто под наркотиками или гипнозом». Именно поэтому гадалкам ставят в вину знание психологии — это дает возможность манипулировать, а не помогать.

«Любой человек хочет найти простые и действенные пути, чтобы получить желаемое. И именно экстрасенсы, маги и гадалки предлагают свою логику объяснения происходящего («венец безбрачья», «порча», «сглаз») и быстрые «действенные» стратегии решения проблемы. А срабатывает тут целый ряд психологических механизмов: внешний локус контроля, стремление переносить ответственность, повышенная эмоциональность, вера в чудо и так далее», — объясняет Роксана Несмеянова.

«Самое главное, что понимают экстрасенсы — если человек к ним пришел, значит, он уже, по сути, попал в их фокус-группу», — говорит психолог. — То есть морально готов, логически обосновал, почему и зачем ему нужна именно магическая помощь. Экстрасенсы поддерживают клиента «на крючке» с помощью обещаний лучшей жизни и кажущейся обоснованности и логики магического мира, а самых сомневающихся крепко привязывают страхом — «если сейчас не снять это проклятие, будет хуже…». И, конечно: таинственный антураж, фокусы и прямое мошенничество», — перечисляет Несмеянова.

«Если мы говорим именно о мошенничестве, то самый примитивный способ надавить на человека — это попасть в больное место, — объясняет механизм действия «магов» Анна Крючкова. — Ткнуть туда пальцем и пообещать волшебную таблетку, которая моментально поможет из этой боли вырваться. И человек, испытывающий сложную гамму чувств боли, страха, потерянности и беспомощности, в надежде что у него сейчас быстро что-то наладится, готов отдать деньги. Чтобы ему стало проще без долгих копаний и разбирательств в причинах и поиске путей решения. Всем нравится быстрый результат, это естественно для человеческой психики. Проблема в том, что быстрые результаты и ложное успокоение оказываются нестойкими и исчезают, как и любое волшебство, оставляя после себя последствия в виде разбитого корыта и загнивающих тыкв».