В школах Британии необходимо ввести уроки, на которых детям будут рассказывать о недопустимости прижигания груди, заявил Национальный совет учителей. Прижигание — это жестокий обычай, привезенный из стран Западной Африки, при котором девочкам предпубертатного возраста прикладывают к груди раскаленные предметы, чтобы она не росла.Таким варварским способом семьи хотят избавить дочерей от «излишнего» внимания со стороны мужчин в будущем.
Бывшая министр образования, член парламента от консерваторов Ники Морган заявила телепрограмме Виктории Дербишир, что среди учителей также нужно вести просветительскую работу, потому что они могут сыграть большую роль в судьбе девочек и помочь им защититься от подобных насильственных действий в семье.
Министерство внутренних дел обязало учителей сообщать правоохранительным органам, если есть основания подозревать, что ученица дома подвергается прижиганию.
«Кричать и плакать нельзя»
Кинайя (имя изменено) живет в Британии.
Ее семья — выходцы из Западной Африки. Прижигать грудь ей начали в возрасте 10 лет.
«Мама говорила — если я утюгом не прижгу, за тобой начнут приходить мужчины, они будут заниматься с тобой сексом», — рассказывает Кинайя. Зачастую именно матери подвергают своих дочек этой процедуре: нагревают камень или металлическую ложку на открытом огне и «проглаживают» грудь или надавливают на нее, «массируя».
Экзекуции могут продолжаться месяцами.
«Эту боль невозможно забыть», — говорит Кинайя. «Плакать нельзя. Если кричишь и плачешь — опозорила семью, ты не «сильная девочка».
Сейчас у нее самой растут дочери. Когда старшей исполнилось 10, бабушка сказала: «Пора прижигать», — и предложила свою помощь. «Я сказала: «Нет-нет-нет, мои дети не будут проходить через тот ужас, который я прошла. Я живу с этой травмой всю жизнь».
Опасаясь, что родственницы начнут прижигать грудь ее девочкам в ее отсутствие и без ее согласия, Кинайя уехала и стала жить с детьми отдельно от семьи.
Предположительно около 1000 девочек в Соединенном Королевстве подвергаются этой процедуре.
Но общество мало знает о ней, в то время как информированность о женском обрезании растет, и оно уже криминализовано.
Одна британка рассказала программе Виктории Дербишир, что поняла, что прижигание — это ненормально, только когда на уроке физкультуры в школе заметила, что у других девочек бюст значительно больше. Поняв, в чем причина, она испугалась и расстроилась.
Старшая сестра регулярно проделывала с ней эту болезненную процедуру с момента, когда ей исполнилось восемь. «Я помню, что вопила от боли», — говорит женщина. Но в школе в Эссексе, где она училась, никто не заметил ничего подозрительного и не интересовался, почему девочка стала замкнутой и не ходит на физкультуру.
«Если бы моя учительница знала, если бы их обучали и информировали, я бы меньше страдала, мне бы помогли, пока я училась. Помощь мне была очень нужна».
Сопредседательница Национального совета учителей (профсоюза педагогов Британии) Кири Танкс призывает ввести обязательные тренинги для учителей — в особенности физкультуры, — чтобы они могли распознавать признаки насилия над девочками.
Также предлагается ввести беседы на эти темы в обязательную программу уроков полового просвещения в средней школе, как это будет сделано с 2020 года с женским обрезанием.
Экс-министр Никки Морган заявила, что прижигание в Британии должно быть «осуждено и остановлено». Школьную программу надо пересмотреть с учетом новой информации о разных обрядах, традициях и обычаях и формах насилия над детьми, считает Морган.
Еще одна из героинь телепрограммы Би-би-си, давшая интервью под именем Симона, рассказала, что ее мать начала «утюжить» ее с 13 лет, узнав о гомосексуальности дочери.
«Она подумала, что виной тому мой бюст, видимо, он привлекает — и сказала, что выравняет мне грудь; — я буду плоская и уродливая, не буду никому нравиться». Прижигания длились много месяцев ежедневно, и помимо этого Симону — как и многих других — заставляли туго бинтовать грудь лентами до такой степени, что было трудно дышать.
Спустя несколько лет Симону насильно выдали замуж. Она родила ребенка.
В этот момент стало понятно, какой ущерб ее женскому здоровью нанесли жестокие процедуры: «Кормить грудью было невозможно трудно, как будто внутри застрял комок, — говорит она. — Судя по всему, некоторые каналы или нервы были разрушены».
Отдельной статьи о прижигании груди в уголовном кодексе нет, однако Хоум-офис объявил его формой насилия над детьми, которая должна преследоваться по существующим законам как причинение увечий и физического ущерба.
Скрытое преступление
Истинные масштабы происходящего в Британии были неизвестны вплоть до недавнего времени, считает полицейский консультант, бывшая медсестра Энджи Мэрриотт, потому что никто никогда не подавал жалоб и не сообщал властям.
«Это скрытые преступления, о которых женщины боялись говорить, потому что их изгнали бы из семьи и из общины, — говорит она. — Мне известно об этом только потому, что я работала в гинекологии и пациентки кое-что рассказывали мне о своем детстве. При этом они говорили, что раньше никогда никому этого не открывали, и что им стыдно о таком говорить».
Текст: