Dart center for journalism and trauma (проект Колумбийского университета) подготовил инструкцию для журналистов, которые пишут о домашнем насилии.
Что такое насилие со стороны интимного партнера?
Насилие со стороны супруга или «интимного партнера», также называемое домашним насилием, — это вид насилия, который включает как словесные оскорбления, угрозы, унижения, так и манипулятивное поведение, физическое и сексуальное насилие, вплоть до изнасилования и убийства. Таким образом насильник удерживает власть и контроль над своим супругом (супругой) или партнером.
Домашнее насилие – это приобретенный тип поведения, который с течением времени обычно усугубляется. Насильники не в состоянии признать ответственность за свои действия. Когда им никто не противостоит – будь то сама жертва, коллеги по работе, друзья или члены семьи, правоохранительные органы или другие члены общества – они продолжают считать, что использовать насилие по отношению к своим партнерам – это нормально.
Кто такие жертвы? Кто насильники?
Как жертвы, так и насильники встречаются в любых слоях общества – это могут быть люди любой расы, религии, любого уровня образования и дохода. Насилию могут подвергаться люди любого возраста и любой сексуальной ориентации.
Однако если взять вопрос пола, картина перестает быть такой сбалансированной: жертвами насилия преимущественно становятся женщины, а насильниками являются в основном мужчины. Например, в США 85% жертв домашнего насилия – женщины. Кроме того, в 80 % случаев убийств интимных партнеров, вне зависимости от того, кто был убит, до убийства мужчина применял физическое насилие по отношению к женщине. Женщины в два раза чаще получают увечья.
Насколько распространено домашнее насилие?
По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (США), ежегодно около 1,3 миллиона женщин становятся жертвами насилия со стороны интимного партнера. Каждая четвертая женщина испытывает физическое насилие со стороны партнера хоть раз в жизни. Для сравнения, 7,5 %мужчин сообщают о том, что были жертвой насилия со стороны интимного партнера. Исследование Министерства юстиции США показало, что среди жертв, которым партнеры наносят физические увечья, менее 20 % обращаются за медицинской помощью.
Существуют ли определенные характеристики, по которым можно с легкостью идентифицировать насильников?
Нет. В новостных репортажах об убийствах на почве домашнего насилия часто заметно удивление, что человек, который совершил преступление, до этого был «нормальным»: хорошим семьянином, любящим отцом, увлеченным работником. Как правило, аналогичные чувства испытывают и члены семьи и друзья, знавшие убийцу. Такой взгляд на домашнее насилие искажает реальную картину происходящего.
Обширные исследования показали, что домашние насильники почти всегда во «внешней обстановке» (например, на работе) ведут себя очень прилично и нравятся окружающим. Это противоречие – милые люди превращаются в насильников по отношению к своим близким, когда никто не видит, – лежит в основе многих заблуждений о домашнем насилии. Репортеры должны понимать и точно отражать эту динамику, чтобы аудитория понимала, что это характерно для насильников – показать окружающему миру свое доброе лицо и в то же время терроризировать своих близких, и что уровень включенности подозреваемого в общественную жизнь не является показателем того, каков он в совместной жизни.
Почему жертвы не разрывают отношения, в которых происходит насилие?
На это есть много причин: чаще всего, как показывают исследования, жертвы не могут позволить себе отдельное жилье или найти работу, чтобы содержать себя, многие боятся потерять или подвергнуть опасности своих детей. Многие столкнулись с тем, что не существует эффективной правовой системы защиты от насильника. На поведение и решение жертвы также могут оказывать влияние религиозные убеждения, статус иммигранта и давление со стороны семьи.
Не понимая контекста и того, чем обусловлено домашнее насилие, соседи или члены семьи, которые знают насильника, часто задаются этим вопросом, – «Почему она не ушла от него?» – возлагая на жертву вину за последствия преступления. Важно, чтобы журналисты не попадали в эту ловушку. Как и во всех других преступлениях, ответственность за агрессивное поведение в близких отношениях лежит на насильнике, и ни на ком другом. Репортерам лучше не воспроизводить этот вопрос в своем репортаже, а использовать его для своего расследования, чтобы понять динамику насильственных отношений и ограниченность вариантов выбора у тех женщин, которые становятся жертвами насилия.
Несмотря на значительные препятствия, многие жертвы в конечном итоге все-таки покидают насильственные отношения. Расставание – это процесс; он требует времени и часто проходит несколько этапов.
Что усугубляет отношения, в которых присутствует насилие?
Поскольку насилие со стороны интимного партнера – это проблема власти и контроля, борьба жертвы, направленная на избавление от этих отношений, часто напрямую приводит к эскалации насилия. Убийство чаще всего происходит именно тогда, когда женщина решает разорвать отношения с насильником, или только что разорвала их.
Журналистам важно это знать, поскольку это дает нам «повествовательный мостик» от деталей кошмарного убийства к более широкому контексту, в котором произошло это преступление. Например, это позволяет истории вернуться к тому, что было до преступления, и показать, как попытки вырваться часто ведут к эскалации насилия. Это дает журналистам хороший повод включить в репортаж описание настораживающих сигналов, дать информацию о местных организациях, предлагающих помощь и поддержку, в том числе профилактическую, для жертв насилия, т.е. включить в репортаж необходимые элементы освещения домашнего насилия.
Кроме того, зная о возможной эскалации насилия, журналисты должны принимать дополнительные меры для защиты жертв при освещении неоконченных и незакрытых ситуаций.
Как насилие в отношениях влияет на остальную часть общества?
Насилие со стороны интимного партнера не является частным делом. Домашнее насилие имеет серьезные последствия для жертв и насильников, их детей, и для общества в целом. В последние двадцать лет были опубликованы результаты многих исследований и статистические данные, разъясняющие и иллюстрирующие долговременные последствия домашнего насилия.
Ниже приведены некоторые из наиболее важных и много раз подтвержденных выводов:
- Влияние на жертву.Если жертва регулярно подвергается домашнему насилию, это влияет на ее производительность труда и благополучие; около 20 % женщин, ставших жертвами домашнего насилия, теряют свои рабочие места. Также жертвы домашнего насилия чаще страдают от депрессии, что может привести к ослаблению внимания по отношению к собственным детям. И женщины, подвергающиеся домашнему насилию, в четыре-пять раз чаще совершают самоубийства. Исследования показывают, что насилие в семье является также одной из основных причин бездомности; в разных городах США, от 20 до 40 процентов бездомных родителей сообщают, что ушли из дома из-за ожесточенных домашних споров.
- Влияние на детей.У детей, которые стали свидетелями или жертвами насилия дома, часто проявляются такие симптомы как кошмары, изоляция, самообвинение, заниженная самооценка и агрессия против окружающих. Мужчины, которые были свидетелями домашнего насилия в детстве, в два раза чаще проявляют насилие по отношению к своим женам, чем дети тех родителей, которые не применяли насилие. От 40 до 60 процентов мужчин, которые часто применяют насилие к своим женам, также применяют его и к детям.
- Влияние на общество. Согласно исследованию, проведенному в 2007 г. и опубликованному Центром по контролю и профилактике заболеваний, в год в США происходит более 16 000 убийств и более двух миллионов случаев травм, потребовавших медицинской помощи, в результате насилия со стороны интимного партнера. Ущерб от этих преступлений оценивается в более чем 37 млрд. долларов, сюда входят расходы на медицинскую и психологическую помощь, потерянные рабочие дни, работы общественных служб (в том числе суда).
Каковы наиболее распространенные ошибки при освещении насилия со стороны интимного партнера?
- Убийство, совершенное в ситуации домашнего насилия, рассматривается и преподносится как «шокирующее», неожиданное, из ряда вон выходящее и не имеющее контекста событие.
- В репортаже не приведено никаких данных на тему того, насколько домашнее насилие распространено в обществе.
- Репортаж не содержит информации о том, как предотвратить насилие в семье и куда пострадавшие могут обратиться за помощью.
- В репортаже нет ни одного экспертного интервью относительно рассматриваемого случая, не цитируются данные экспертов о проблеме домашнего насилия.
- Репортаж налагает вину за случившееся на жертву.
- Репортаж оправдывает насильника и преуменьшает тяжесть преступления.
Перевод с английского: Ольга Кравцова, Центр развития журналистики для Кризисного центра для женщин