Песня черного дрозда флейтовая, грустная, и немного скрипучая.
Зяблик поет короткой раскатистой трелью, которая обрывается в конце.
Крик птенцов ушастых сов похож на скрип качелей или жалобный писк котят.
Так пение разных птиц описывает в своем блоге орнитолог Анна Евсеева — в коротких видео она рассказывает о дикой природе, показывает, как выглядят птицы, которые нас окружают, и записывает их голоса.
Анна родилась в Перми, но в детстве ее семья переехала в Подмосковье, где она и провела большую часть жизни. Ребенком ей нравилось наблюдать за природой и животными вокруг, а в школе девушка попала в биологический кружок. После выпуска она не раздумывала, куда поступать, и выбрала биологический факультет Московского педагогического государственного института. Именно во время учебы Анна поняла, что больше всего ее интересуют птицы — ведь за ними проще наблюдать в дикой природе.
Дипломные работы Анны были посвящены ушастым совам — орнитолог ходила ночью по деревням, записывала на диктофон голоса самцов и выясняла по частотам и продолжительности крика, чем их голоса отличаются друг от друга. После магистратуры она решила не продолжать академическую карьеру и занялась популяризацией знаний о дикой природе. Так появился ее блог, в котором она рассказывала о своей работе.
Параллельно Анна успела поработать преподавателем биологии в школе, гидом в научно-популярных экспедициях по Камчатке и в Малайзии, съездить в исследовательские экспедиции на острова Баренцева и Карского морей и станцию кольцевания птиц на Байкале. В 2023 году Анна написала книгу для детей «Птицы в деревне», на этот год запланирован выход второй детской книги.
Сейчас орнитолог живет в Грузии и рассказывает своим подписчикам про флору и фауну этого края: «Здесь совершенно другой климат, все сосредоточено на небольших расстояниях: ты можешь быть на море, потом доехать в горы, побывать в степи, в субтропическом лесу, и, естественно, везде увидеть особенных животных», — рассказывает о своих прогулках по Грузии Евсеева. Несмотря на переезд, девушка часто возвращается в Россию и записывает видео о природе родного края.
«Черта» поговорила с Анной Евсеевой и задала ей наивные вопросы о птицах.
Куда деваются утки из парка зимой? И вообще: все ли виды птиц мигрируют?
Многие птицы действительно улетают на зимовку. Если ты стриж и ешь насекомых, которых ловишь в воздухе, то зимой у тебя явно будут проблемы с едой. Поэтому птицы, отгнездившись, улетают обратно на места зимовок.
Большинство птиц, которые ведут околоводный образ жизни, тоже улетают: когда приходит зима, снег и лед покрывают воду, и питаться становится невозможно.
Куда птицы улетают на зимовку, зависит от вида. Некоторые могут перелетать на тысячи километров, зимовать на Черном или Средиземном море. Стрижи, например, зимуют в Африке. А некоторые популяции крякв, самых обычных, всем знакомых уток, перестали улетать на зиму. В городах есть незамерзающие водоемы, к тому же люди их подкармливают, и утки адаптировались — зачем летать, если можно остаться.
А можно ли вообще кормить птиц? Полезен ли им хлеб, которым чаще всего подкармливают уток?
На эту тему очень много рассуждений, но в основном рассуждают об этом не специалисты. Будем честны: никто не ставил конкретных экспериментов и не брал 100 диких уток, не кормил их хлебом и не проверял, что произойдет с их здоровьем, будут ли они успешно размножаться, смогут ли успешно мигрировать. Но в любом случае у хлеба небольшая питательная ценность, он дает энергию и чувство насыщения, но минералов и витаминов в нем нет. И если есть вероятность, что он вреден, его лучше не давать.
Стоит понимать, что подкормка — это скорее для человека. Мы хотим всех накормить, так мы выражаем любовь. Дикие животные должны и могут есть сами. В теплое время года птиц вообще кормить не нужно, в природе много разнообразных естественных кормов, и птицы спокойно сами могут найти себе, что поесть.
Конечно, в городах часто нет корма, потому что человек сильно изменил среду: у нас везде газоны, в которых нет семян и почти нет насекомых, и зерноядные птицы не могут прокормиться. Поэтому можно это как-то компенсировать, подкармливать птиц, но важно это делать правильно: давать немного еды, ничего жареного или соленого, не нужно давать обработанную человеческую пищу. Люди часто думают: «Хлеб заплесневел, макароны не доели, жалко выкидывать, отдам птичкам». То, что птицы это едят — не значит, что им это не вредно. Но если очень хочется — можно давать птицам семена подсолнечника, просо или специальный корм для диких птиц. В мороз можно повесить несоленое сало.
Ветеринары считают, что в кормушках, особенно таких, куда птица может залететь, они обмениваются заболеваниями. Потому что в природе редко бывает, что какой-то источник корма на протяжении многих лет находится в одном месте. Поэтому советуют делать подвесные кормушки, чтобы птица могла взять семечку и улететь, и обязательно эти кормушки мыть.
Всегда ли птица возвращается в свое старое гнездо?
Далеко не каждая птица вернется в свое гнездо, большинство видов не используют их повторно, потому что эта конструкция из веточек за осень и зиму разваливается, плюс там накапливаются паразиты. Птицы вообще не живут в гнездах, они нужны только для того, чтобы вывести потомство. Среди тех, кто использует свое гнездо повторно, аисты, грачи, вороны, вороны, орлы, ястребы.
При этом большинство птиц возвращаются в тот регион, где они родились — это явление называется хоминг. Сейчас в науке активно изучают вопрос, как именно птицы ориентируются в пространстве и какие маршруты выбирают.
А кукушка действительно подбрасывает свои яйца другим птицам в гнезда?
Да, но в каждое гнездо она подбросит только по одному яйцу, потому что иначе приемные родители не смогут выкормить всех ее детенышей. Кукушка делает так не потому, что не любит своих детей — просто это эффективная стратегия. Причем из-за того, что кукушонок крупнее и быстрее развивается, он выталкивает других птенцов из гнезда, чтобы получить больше еды. Есть и другие виды гнездового паразитизма: утки могут подкладывать друг другу яйца, но у них утенок никого не выкидывает, они просто растут все вместе.
Как птенцы учатся летать?
Птенцы не летают до определенного возраста, потому что они толстенькие, тяжеленькие, покрытые пухом, у них нет перьев. Но как только у них сформируется нормальное оперение, они уже могут летать. В таком возрасте птенцы называются слетками, родители за ним еще приглядывают, но они уже могут самостоятельно покидать гнездо: выпрыгнуть или как-то перепорхнуть с ветки на ветку. И вот в этот момент слетки обычно попадают в беду, потому что когда их видит человек, то сразу думает, что птенец выпал из гнезда, нужно забрать его домой и накормить колбасой. Но просто так взять домой, а потом выпустить не получится. Им нужно будет снова учиться дикой жизни, бояться людей. Тут может помочь только специальный центр реабилитации для диких птиц.
Слетков не надо подбирать и спасать — у них все хорошо, просто в определенном возрасте они становятся активными, им в гнезде скучно и тесно. Всего через несколько дней у них вырастут маховые перья, и они смогут полноценно летать.
А правда, что если потрогать птенца, то его мама может учуять запах человека и бросить его из-за этого?
Это миф, который, мне кажется, придумали, чтобы люди не трогали птенцов. Дело не в запахе человека, а в стрессе и в том, что птицы легко бросают свои гнезда и яйца, если чувствуют опасность. Если человек залез посмотреть гнездо, птица подумает, что его нашел какой-то хищник. Какой смысл высиживать яйца, если хищник завтра все равно их съест? Лучше все бросить и попробовать заново где-то в другом месте.
К тому же, по следам человека действительно могут прийти кошки, собаки, вороны и разорить гнездо. Человек может отогнуть веточку ради хорошего кадра, а окажется, что эта веточка служила маскировкой. Конечно, орнитологи работают с гнездами, и бывает, что мы заглядываем, проверяем — но соблюдаем все правила: делаем это в хорошую погоду, быстро, тихо, ничего не отгибая. Есть чувствительные птицы, к которым на ранних стадиях размножения не надо подходить вообще — то есть мы смотрим на гнезда только после вылупления птенцов.
Наблюдение подразумевают невмешательство, и важно помнить, что интерес не должен приносить вред. Поэтому не нужно стремиться к прямому контакту с птицами.
Каким образом совы поворачивают голову на 270 градусов и при этом не ломают себе шею?
У них интересное расположение артерий в шее. Основная проблема других животных заключается в том, что если сильно повернуть голову, то пережмется какая-нибудь сонная артерия, и кровь перестанет поступать в мозг. А у сов по-другому расположены сосуды. Они немного прикрыты отростками позвонков и не пережимаются при повороте головы. Вообще у большинства птиц очень подвижная шея, им это нужно для охоты и ориентации в пространстве. У сов это развито особенно, потому что они не могут двигать глазами, они смотрят только прямо. То есть чтобы увидеть что-то, им нужно повернуть голову.
Могут ли птицы напасть на человека, как в фильме Хичкока?
В целом животные редко проявляют агрессию просто так, потому что это трата энергии, ресурса. Птицы, несомненно, могут защищать свое гнездо, и часто они проявляют агрессию, потому что человек трогает птенца, может быть даже случайно, неосознанно. Дрозды-рябинники, которых сейчас очень много в Москве, начинают очень громко трещать, если к гнезду или к птенцу приблизиться, могут стрелять пометом или пытаться клюнуть.
Довольно агрессивно может защищаться длиннохвостая неясыть, которую мы активно изучаем. Это довольно крупные совы, и когда нам нужно провести какие-то манипуляции у гнезда, они могут подлетать, пытаться схватить когтями. Если забрести в колонию к полярным крачкам, они будут пытаться клюнуть тебя в голову, чтобы прогнать. Орнитологам важно правильно одеваться, чтобы не травмироваться и не травмировать птицу.
На вокзалах, у выходов из метро или у аэропорта иногда можно слышать запись пения птиц. Для чего ее включают?
Это способ отпугивания птиц. Включают, скорее всего, крики сапсана — это такой крупный сокол, который питается птицами. Таким образом пытаются отпугивать птиц от зданий аэропортов, от вокзалов, от памятников. Другой вопрос, что это не работает: голуби очень быстро понимают, что несмотря на крики сокола, на самом деле никакой угрозы нет. Поэтому в некоторых в аэропортах есть орнитологическая служба, которая раз в какое-то время запускает хищных птиц, они ловят пару голубей — и вот это уже в совокупности с записью может сработать.
У вас есть любимая птица? Может быть какой-то вид, за которым интереснее всего наблюдать?
Выделить сложно. Мне очень нравятся совы, я изучала их больше всего. Из всех видов сов России — их у нас всего 17 — мне осталось увидеть четыре дальневосточных вида.
Вообще моя любимая птица — это сорока. Она ассоциируется у меня с летом в деревне, как она трещит где-то на кусту или сидит на деревянном заборе. Мне очень нравится ее оперение, у нее красивый переливающийся сине-зеленый хвост и крылья. Когда я выпустила мерч, я даже сделала на худи вышивку в этих цветах.
А чье пение нравится вам больше всего?
Мне очень нравится соловей. Кто-то скажет, что это банально, но у меня его голос ассоциируется с первыми майскими праздниками, цветущей сиренью. Когда вечером еще холодно, но ты уже жаришь шашлыки на даче в какой-нибудь куртке на три размера больше. Тут даже дело не в музыкальности — хотя у соловья, конечно, очень красивый голос, — а в самой атмосфере.
Каких птиц мы слышим чаще всего в разные времена года? Кто поет весной, летом и осенью?
Птицы поют только в сезон размножения, весной и в начале лета. Поют в основном самцы для привлечения самки — это такая реклама. Самка в том числе и по песне выбирает самца: насколько он здоровый, насколько хорошими генами обладает. Плюс самец таким образом опевает свою территорию и сообщает конкурентам, что она занята. Поэтому май, июнь — самое горячее время, когда все птицы прилетают к нам гнездиться.
Ранняя весна и осень — тоже интересное время, когда идет пролет птиц. Тогда в Подмосковье можно увидеть виды, которые обычно у нас не гнездятся, но могут по пути с зимовки или на зимовку остановиться в наших краях. В каждое время года можно найти, что посмотреть, только зимой птиц совсем мало.
Если говорить о самых распространенных птицах средней полосы, то, не считая голубей, чаще всего можно видеть зяблика, дрозда-рябинника, белую трясогуску, черного дрозда, стрижа, синицу, поползня. Если уметь смотреть, то можно удивиться, как их много даже в мегаполисе. Я уже второй год веду курс про птиц, и очень интересно, как люди в процессе начинают их замечать: «Я по этой дороге хожу на работу каждый день, а тут начал обращать внимание: здесь поползень сидит, тут зяблик скачет». То есть люди переключают внимание, и оказывается, что в парке у дома можно увидеть несколько десятков видов птиц.
Могут ли сами птицы узнавать друг друга по голосу?
Несомненно, птицы должны как-то своего партнера узнавать. Но это не изучено на всех видах. Например, на императорских пингвинах показано, что самец и самка расстаются на несколько месяцев, пока один питается в море, другой высиживает яйцо. Они друг друга узнают именно по вокальным сигналам. У сов тоже непременно должно быть что-то такое же, потому что в темноте им важно понимать, что это именно твой самец кричит на соседней березе, а не какой-то вторженец. Но эти индивидуальные отличия можно замерить только с помощью специальных программ, на слух человеку отличить одну особь от другой невозможно.
Голоса птиц меняются в зависимости от географии. У пеночки-теньковки в Подмосковье и пеночки-теньковки на Урале будут немного разные голоса.
Какие мифы о птицах вы слышите чаще всего?
Что совы не видят днем. Я не понимаю, как люди до этого додумались: полярная сова вообще живет в условиях полярного дня, там в принципе темно не бывает. На самом деле, конечно, совы видят днем, а как раз в абсолютной темноте не видит никто, потому что в ней невозможно уловить отраженный свет.
Часто люди путают черных скворцов и дроздов, хотя на мой взгляд, они выглядят совсем по-разному. Я даже в какой-то момент сделала вместе с художницей инфографику, которая помогала бы людям их отличать.
Иногда люди путаются в определениях, например считают, что филин — это не сова, или что птицы — не животные. Часто люди думают, что хищные птицы прилетают в города только от голода, но на самом деле многие из них там просто живут, и это нормально. То, что мы их редко видим, не значит, что их нет.
Почему-то часто люди говорят, что раньше было больше снегирей, но это тоже не так. Никакого резкого падения в численности снегирей не произошло. Просто люди выросли, стали меньше гулять и больше ходить, уткнувшись в телефон. Но это все безобидные заблуждения. Хуже, когда хищную птицу начинают кормить мясом, которое ест человек, то есть курицей, говядиной, шашлыками. Им можно давать только грызунов целиком: с костями, с шерстью.
Миф, с которым я сталкиваюсь каждый день, это что орнитологи лечат птиц. Но это не так. Меня не учили лечить птиц, я ничего не знаю про птичьи болезни, про то, как вылечить лапку, как выкормить птенца. Это делают ветеринары-орнитологи. А они, в свою очередь, не особо разбираются в жизненных циклах диких птиц, в миграциях — они умеют лечить травмы. Но люди не знают этого и часто пишут мне с просьбами помочь вылечить попугая, а потом обвиняют, что я не могу этого сделать.
Давайте составим список, чего делать категорически нельзя, если не хочешь навредить диким птицам?
Мы уже говорили, что ни в коем случае не надо подбирать слетков. Конечно, если птица ранена и ей нужна помощь, то можно подобрать — но вы должны понимать, что это ваша ответственность, вы должны быть готовы вложить в его спасение свое время и, возможно, финансы. Потому что часто люди подбирают птенцов, а потом думают, что с ними делать, перекладывают ответственность на других.
В гнездовой период нужно стараться не подрезать кусты, не косить газон. Часто люди начинают в конце мая что-нибудь стричь на участке, а там оказываются гнезда. То же касается парков, в которых в мае начинают проводить всякие работы.
Важно не фотографироваться с людьми, которые стоят с дикими птицами на улице и предлагают сделать фоточку. Такие птицы живут недолго, все они попадают к своим владельцам браконьерским путем. К сожалению, это очень часто бывает в курортных зонах: там у фотографов вся красная книга. Лучше не поддерживать такой бизнес.
А что государство могло бы сделать, чтобы сделать жизнь птиц лучше?
Людей бесит, что в городе слишком много голубей. Конечно, у них очень высокая скорость размножения: они питаются на помойках, поэтому у них безгранично много еды. Чтобы регулировать популяцию голубей можно, например, повышать численность хищных птиц в городах, строить для них искусственные гнезда, охранять места их жизни. И надо закрывать свалки: пока у нас в городах много мусора, у нас всегда будут крысы и голуби.
Было бы здорово, если бы кто-то регулировал продажу птиц и других животных на Авито. Сейчас там можно купить все что угодно: чучела краснокнижных птиц, «домашних» сов, воронов и ворон, которые, естественно, просто взяты из природы. Браконьеры свободно торгуют, и это никак не лицензируется и не контролируется.
Есть проблема с домашними животными, которых люди выпускают на самовыгул — это очень большой прессинг для дикой природы. Количество кошек, которые гуляют летом на даче, неестественно, дикие животные не готовы к такому количеству хищников. Домашняя кошка ловит птиц для забавы, она в этом не виновата, это ее инстинкт, — но это может быть опасно и для нее самой, и, естественно, для мелких животных. Количество бездомных собак тоже представляют угрозу для диких птиц.
Линии электропередач — еще одна большая проблема. По закону они должны быть птицебезопасными, то есть либо изолированными, либо на них должны стоять специальные птицезащитные устройства. Но часто их ленятся устанавливать: пока не пожалуешься, не сфотографируешь мертвую птицу, никто ничего не сделает.
Должны быть государственные центры реабилитации, или государство должно хотя бы спонсировать уже имеющиеся хорошие центры, где работают профессионалы, которые знают, как лечить и возвращать в природу диких птиц. Сейчас они существуют на пожертвования, и есть такие центры далеко не в каждом городе. Часто люди находят птицу, которой нужна помощь, но просто не понимают, куда ее нести.
Можно более разумно облагораживать территории: не закатывать все в бетон, не строить повсюду спортивные площадки и не стричь газоны, а оставлять в парках участки более-менее дикой растительности, где могут укрыться птицы.
А что может сделать каждый конкретный человек, чтобы помочь диким птицам?
Сейчас активно развивается направление бердвотчинг — то есть наблюдение за птицами как хобби. Люди специально ездят в поездки, чтобы увидеть каких-то птиц, это целое комьюнити со своим сленгом, со своими традициями, правилами, соревнованиями. Это занятие часто перерастает в помощь науке — когда человек заносит свои наблюдения в базы данных, например iNaturalist или eBird. Бердвотчеров, фотографов дикой природы больше, чем ученых, иногда они делают интересные наблюдения, и это приносит пользу.
Можно финансово помогать конкретным центрам реабилитации. Можно поехать куда-то волонтером: заповедники, национальные парки зачастую приглашают людей для конкретной работы. Но главное — просто не делать хуже.