Утром 7 декабря российские информагентства сообщили о том, что в Брянской гимназии №5 14-летняя девочка принесла в школу помповое ружье, из которого выстрелила по одноклассникам, и совершила самоубийство. В результате стрельбы погибли два человека, включая стрелявшую. По предварительным данным, еще пятеро школьников пострадали, они госпитализированы со средними и тяжелыми ранениями.
Школьница стреляла из охотничьего ружья, принадлежавшего ее отцу, «Бекас-3». Фотографию оружия опубликовал депутат Александр Хинштейн. Депутат написал, что оружие было спрятано в тубусе, а стрелявшей была 14-летняя Дарья А.
Телеграм-каналы Baza и Shot передают, что стрелявшая — ученица 8А класса Алина. Как пишут телеграмм-каналы, стрельба произошла на уроке биологии, а девочку травили одноклассники. Одна из учащихся подтвердила «РБК», что над стрелявшей издевались другие школьники.
ТАСС сообщает, что отец восьмиклассницы доставлен на допрос. Рамка металлодетектора во время стрельбы в гимназии не работала.
В Следственном комитете заявили, что возбудили дело об убийстве (часть 2 статьи 105 УК). Основная версия произошедшего — конфликт с одноклассниками. Девочке также будет назначена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза. Минпросвещения РФ направило в Брянск оперативную группу, пишет ТАСС.
Уполномоченная по правам ребенка Мария Львова-Белова заявила, что ситуация в Брянской школе находится под ее личным контролем. Она пообещала оказать всю необходимую помощь семьям пострадавших детей.
Как пишет «Агентство», это четвертый случай за год, когда ученики открывают стрельбу в школах. Но это первое нападение школьницы, при котором есть погибшие, отмечает Baza. Ранее было несколько девочек, готовивших нападение, но их вовремя задерживали. Например, 17 ноября 2023 года в Балашихе задержали 14-летнюю девочку, которая планировала нападение на школу. Первый случай, когда девочка напала на одноклассников произошел в 2018 году в городе Шадринске Курганской области. 13-летняя семиклассница принесла на урок пневматический пистолет и ранила семь подростков.
Какими бывают «школьные стрелки»
В 2018 году психологи Денис Давыдов и Кирилл Хломов выпустили исследование механизмов, причин и профилактики массовых убийств в образовательных учреждениях. На основе публикаций о стрелках и зарубежных исследований они вывели черты, характерные для массовых убийств и самих стрелков. Также, проанализировав опыт других стран, описали доступные механизмы профилактики таких преступлений.
По полученным данным, есть пять факторов, которыми сопровождается стрельба в школе: стрелок чувствует себя изгоем; у него есть психологические трудности или расстройства (не обязательно психические заболевания); в его культурной среде распространены сценарии решения проблем с помощью насилия; в школах нет системы выявления потенциальных стрелков; у потенциального преступника есть доступ к оружию.
Также исследователи составляют портрет стрелка: представитель этнического большинства в возрасте от 13 до 19 лет, чаще из полной семьи и с хорошей успеваемостью, имел опыт обращения с оружием.
Исследование показало, что преступления редко связаны с психопатией, однако у большинства нападавших есть психологические проблемы: у 61%-78% (по данным различных исследований) стрелков была депрессия хотя бы раз в жизни. В 80% случаев они либо подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, либо отвергаются романтическим партнером.
Перед совершением преступления человек проходит пять стадий: хроническая деформация (глубокое разочарование в отношениях с родителями, партнерами или одноклассниками), неконтролируемая деформация (потеря контроля со стороны общества из-за социальной изоляции), острое напряжение (фантазии о преступлении), стадия планирования и стадия осуществления.
Сам расстрел для преступников — символический акт с сообщением для широкой аудитории, иногда сообщения написаны и опубликованы заранее. Особую ритуальную ценность в школьных расстрелах играем огнестрельное оружие, как понятный символ силы — часто стрелки берут с собой больше оружия, чем способны использовать. Подтверждение ритуально-демонстративного характера школьных стрелков — суицид или «самоубийство руками полицейских».
Один из способов выявления стрелков — мониторинг онлайн-чатов и публичных сообщений. В исследовании говорится, что стрелки заранее сообщают о своих намерениях в 81% случаев, в 75% случаев о стрельбе предупреждены некоторые ученики. Также они могут писать о своих фантазиях в эссе, письмах и стихотворениях.
Лучшая мера профилактики массовых расстрелов — улучшение психологического фона всей школы. Также школьников следует обучить критической оценке сообщений СМИ о насилии.
Усиление охраны, по данным исследователей, не дает положительных результатов: нападение вооруженного стрелка невозможно остановить силами охранников. Заборы, металлодетекторы и камеры наблюдения также не уменьшают риск «школьной стрельбы». Единственное, что могло бы остановить нападавших и предотвратить стрельбу — тотальный досмотр и допуск в образовательные организации как в аэропортах, что в условиях большого числа школ в России фактически нереально воплотить.