Верховный суд России выпустил Определение, по которому за женщинами закрепили право рассказывать о пережитом насилии без решения суда. Также в документе сказано, что право женщин на публичный рассказ о пережитом насилии — это право человека на свободное выражения мнения и не может быть отделено от других прав.
В суде отметили, что дела, в которых рассказавших о насилии женщин обвиняют в ущербе репутации, создают конфликт между правом на свободу мнения и защитой репутации. Высший судебный орган потребовал от других судов, рассматривающих такие дела, строго соблюдать права обеих сторон.
Согласно документу, суды, рассматривающие дело, должны определять, был рассказ о насилии утверждением о фактах или субъективным мнением пострадавшей, которое не должно быть верифицировано.
Также они должны учитывать контекст, в котором женщины рассказывают об изнасиловании, харассменте или домашнем насилии, чтобы адекватно оценить, в каком состоянии была пострадавшая, когда публично рассказывала о своем опыте. Кроме того суд постановил, что женщины могут рассказывать о насилии, даже если не заявляли на обидчика в суд.
Определение вышло после того, как в конце января 2021 года Верховный суд отказался считать публичный рассказ об изнасиловании ущербом деловой репутации насильника в деле журналистки Екатерины Федоровой.
Она написала в фейсбуке, что ее изнасиловал соучредитель PrimaMedia Алексей Мигунов, после чего мужчина подал на нее и ее подруг, которые сделали репост, иск на миллион и по полмиллиона рублей соответственно. Это дело прошло несколько инстанций: два первых суда низшей инстанции приговорили Федорову к штрафу, однако в июле 2020 года Девятый кассационный суд Владивостока вынес решение в пользу женщины.
«Одной из форм обсуждения латентной и табуированной проблемы сексуального насилия стала возможность для переживших насилие женщин открыто делиться своим опытом, обсуждать его со своими близкими и с общественностью на личных страницах в социальных сетях. Таким образом, вмешательство в свободу выражения мнения женщины, которая подверглась насилию, требует от суда наиболее острого контроля», — сказала выносившая приговор судья Шевцова. Ее решение назвали историческим.