Это текст «Медузы».
В Нью-Йорке завершаются слушания по делу Харви Вайнштейна — ожидается, что уже в середине февраля жюри присяжных удалится для обсуждения вердикта. 11 февраля бывший голливудский продюсер отказался давать показания на процессе, полностью положившись на своих адвокатов. Его команду возглавляет Донна Ротунно, которая построила свою карьеру на успешной защите мужчин, обвиненных в насилии, — что не мешает ей называть себя феминисткой. Ротунно считает, что женщины сами должны нести ответственность за то, что с ними случилось. Оппоненты замечают, что ее версия феминизма неотличима от виктимблейминга.
Адвокат Донна Ротунно специализируется на делах об изнасиловании. Пока она проиграла лишь один раз
С самого начала судебного процесса 6 января 44-летняя Донна Ротунно приходит на каждое заседание вместе со своим клиентом, возвышаясь почти на голову над 67-летним Харви Вайнштейном — сам он опирается на ходунки. Как пишет Insider, глава команды защиты Вайнштейна охотно появляется на телевидении, где пытается подорвать доверие к свидетелям обвинения и жалуется, что жизнь ее клиента разрушена. Своими заявлениями Ротунно успела заслужить такую известность, что многие крупные издания посвятили ей отдельные статьи.
Донна Ротунно родом из Чикаго, там она выучилась юриспруденции, затем проработала несколько лет в Иллинойсе помощником прокурора штата, занимаясь случаями домашнего насилия и тяжкими уголовными преступлениями. Позднее ушла в частную практику, но всего на два года, а уже в возрасте 29 лет открыла собственную компанию, рассказывает The New York Times.
В Чикаго она прославилась тем, что защищала обвиненных в изнасилованиях и сексуальных домогательствах. Сама Донна Ротунно объясняет, что ее специализация сформировалась случайно. «Ты справляешься с одним [делом] и потом еще с одним, и они продолжают звонить», — говорит она.
Из 40 дел, связанных с сексуальной неприкосновенностью, Ротунно проиграла лишь одно. В 2011 году она защищала 19-летнего футболиста: его обвиняли в том, что он изнасиловал 15-летнюю девочку на заднем сидении машины, пока его товарищ по школьной команде ее держал. Хотя футболист не встречал жертву до того дня, Ротунно построила защиту на том, что секс был добровольным, а изнасилование девочка выдумала. «Она лжет. Лжет матери, полиции, своим друзьям. Ложь остается ложью — в уголовном процессе она имеет значение», — заявила тогда адвокат.
Футболиста признали виновным в изнасиловании и приговорили к 16 годам тюрьмы. Отвечать за преступление ему пришлось в одиночку, поскольку его товарищ по команде погиб через час после изнасилования, когда они оба на той же самой машине врезались в столб.
Рисунок из зала суда Ротунно повесила на стену у себя в офисе — как напоминание о том, какую цену приходится платить ее клиентам, когда она проигрывает дело. После суда она попросила прокурора Марию МакКарти передать жертве изнасилования ее слова: «Скажите ей, что я делала свою работу. Не хочу, чтобы это повлияло на то, что с ней будет дальше».
Вайнштейн хотел, чтобы от обвинений в изнасилованиях его защищала именно женщина
К началу судебных слушаний Харви Вайнштейн отказался от нескольких команд, возглавляемых мужчинами, — и не скрывал, что хочет видеть во главе своей защиты женщину.
Вайнштейну нужен был кто-то, кто не будет выглядеть слишком угрожающе во время перекрестного допроса женщин, выдвинувших обвинения против него, уточняет Insider. «Он хотел женщину, — подтвердила изданию Донна Ротунно. — Когда с ним рядом [в зал суда] входит женщина, это сразу по-другому воспринимается».
C самого начала судебных слушаний адвокат открыто рассказывала о своей тактике. Она рассчитывает убедить присяжных, что секс во всех случаях был добровольным, более того — что женщины таким образом манипулировали Вайнштейном. «У Харви Вайнштейна были ключи к замку, в который все хотели попасть. Так что люди использовали его и использовали, и использовали», — говорила она перед началом процесса.
Защита Вайнштейна считает слабым звеном в позиции обвинения показания актрисы Джессики Манн, которая признала, что поддерживала с Вайнштейном отношения, в том числе сексуальные, до и после предполагаемого изнасилования. 31 января и 3 февраля Ротунно подвергла ее жесткому перекрестному девятичасовому допросу, пытаясь доказать, что та сама использовала Вайнштейна, чтобы продвинуться в киноиндустрии, лгала ему и делала вид, что он для нее сексуально привлекателен.
В качестве доказательств Ротунно приводит письма и сообщения, которые Манн отправляла Вайнштейну после предполагаемого изнасилования: в них она признается в любви и говорит, что ценит все, что продюсер для нее делает. Сама свидетельница объясняет, что пыталась таким образом защитить себя и свою начинавшуюся карьеру.
Ротунно называет себя «безусловной феминисткой». Она считает, что женщины должны нести ответственность за то, что с ними случилось
В суде над Вайнштейном Ротунно использует стратегию, которая принесла ей славу специалиста по делам об изнасилованиях. Защищая продюсера, которого обвинили в домогательствах более сотни женщин, Ротунно называет себя «безусловной феминисткой» — и заявляет, что современное общество инфантилизирует женщин и вознаграждает виктимность. По мнению Ротунно, проблема женщин в том, что они не берут на себя ответственность за свои решения.
«Все говорят: „Ты что, говоришь женщинам, что если они идут в номер отеля, они заслуживают быть изнасилованными?“ Нет. Я говорю, что если ты выпивала и была на вечеринке, и сидела в баре с кем-то, а потом пошла в отель в полночь, смешно говорить: „Я думала, я иду смотреть сценарий“», — говорит она.
«Мужчины не перестанут предлагать женщинам пойти в номер отеля. Женщины должны перестать соглашаться. Потому что если останется хотя бы одна женщина, готовая пойти, это будет продолжаться», — продолжает настаивать Ротунно.
С точки зрения сторонников феминизма и противников Вайнштейна, позиция Ротунно выглядит как виктимблейминг, отмечает Insider. Специалист по гендерным исследованиям Ли Гилмор, профессор колледжа Уэллесли, замечает, что, хотя Ротунно и считает свои взгляды феминистскими, ее точка зрения снимает с мужчин ответственность за их собственные действия.
Другой эксперт по гендерным исследованиям среди опрошенных изданием обратил внимание, что такая позиция не учитывает дисбаланс власти, часто существующий между женщинами и мужчинами, жертвами которых они становятся. Женщины, выступившие с обвинениями против Вайнштейна, говорят, что Ротунно не понимает, насколько сильно их пугало его поведение.
По мере роста движения #MeToo Ротунно последовательно выступает как его противница. Она настаивает, что маятник качнулся слишком далеко в обратную сторону и теперь готовность общества приговорить мужчин, обвиненных в сексуальных преступлениях, губит репутации и карьеры, не дожидаясь вердикта суда.
«Пусть у нас есть 500 положительных эффектов от движения [#MeToo], но есть и отрицательный — в том, что оно отнимает у тебя право на надлежащую правовую процедуру и честный суд, и презумпцию невиновности. Для меня ни один из этих [положительных] эффектов не может перевесить отрицательный», — заявляет она.
При этом, отмечает Atlantic, «надлежащая правовая процедура» в исполнении Ротунно становится для предполагаемых жертв сексуальных преступлений новым изнурительным испытанием, как это случилось во время суда над Харви Вайнштейном.
Ротунно утверждает, что никогда не становилась жертвой сексуальных преступлений, потому что «не ставила себя в такое положение», — и спровоцировала флешмоб в социальных сетях
7 февраля адвокат Харви Вайнштейна поучаствовала в записи новостного подкаста The New York Times. В конце интервью репортер Меган Тоуи — она была одним из авторов первого материала об обвинениях против Вайнштейна, который вышел два года назад, — спросила Ротунно, доводилось ли ей быть жертвой сексуальных преступлений.
«Нет, потому что я никогда не ставила себя в такое положение, — ответила Ротунно. — Я всегда делала выбор, со времен колледжа, что я не буду пить слишком много, не пойду домой к кому-то, кого я не знаю. Я просто никогда не ставила себя в уязвимое положение».
Ее ответ спровоцировал новую волну обвинений в виктимблейминге и привел к возникновению флешмоба с хештегом #WhereIPutMyself («В какое положение я себя ставлю»). Участницы треда в твиттере описывают, в каком из уязвимых положений находились они, когда стали жертвами преступлений: «В церкви», «На детской площадке», «По пути домой», «В дорогой машине с отцом детей, за которыми я присматривала».
В интервью Insider адвокат сказала, что часто слышит непристойные комментарии от мужчин насчет ее внешности. Но разница между ней и участницами #MeToo — в том, как она на это реагирует, считает Ротунно. «Такие вещи случаются. Но я не собираюсь терять из-за них сон, и я не собираюсь терять из-за них работу. Я просто в каком-то смысле получаю удовольствие от них. И я думаю, иногда мы просто воспринимаем вещи слишком серьезно».
Актриса Лорен Сиван, которую, по ее словам, Вайнштейн зажал в углу в ресторане в 2007 году, пытался поцеловать и мастурбировал перед ней, называет взгляды Ротунно смешными: «Я так рада, что она никогда не попадала в такую ситуацию, никогда не сталкивалась с харассментом, а все ее деловые встречи проходили абсолютно гладко. Хорошо, поздравляю ее».
Надежда Ляпунова, Meduza